Трансвааль
Зима здесь кончается 24 сентября, когда на измученный долгой засухой южноафриканский вельд проливается первый ливень. И в то время как в Северном полушарии тихо опадают листья, здешняя растительность за одну ночь покроется яркой зеленью. Весна в сентябре! Но пока под Йоханнесбургом идут последние недели сухого сезона. Рай для фотоохоты на диких зверей!
— Видите эти катышки? — Питер садится на корточки и изображает следопыта. — Здесь прошли антилопы куду. А вон там катышки побольше — это были антилопы гну...
Питер — наш экскурсовод по южноафриканскому вельду. Узкое лицо, прямой нос и стесанные скулы выдают в нем урожденного бура, потомка голландских колонистов. Голландцы появились в Южной Африке три с половиной столетия назад. Смешиваясь с англичанами и с бежавшими из Европы протестантами, они породили белое племя африканеров и собственный язык, африкаанс — смесь фламандского, немецкого, французского и английского. «Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, честны в сделках с белыми и жестоки по отношению к своим чернокожим рабам», — так описывал африканеров конца XIX века Марк Твен. Под вооруженным натиском англичан, которых влекли богатства алмазных и золотых приисков Южной Африки, буры отступали от побережья на север Черного Континента за реки Оранжевую и Вааль, жестоко тесня местные племена коса, зулу, басуту и педи. Переселение вошло в историю как Великий Трек и сопровождалось кровопролитными войнами. Именно во время Второй англо-бурской войны 1899—1902 годов на территории Трансвааля и Оранжевй республики были опробованы в деле скорострельные пулеметы и концлагери, в которых англичане тысячами истребляли семьи непокорных буров. Это был пролог Первой мировой. «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне»...
Те события, блистательно описанные Луи Буссенаром, давно стали достоянием истории. И туристы со всего мира спешат заказать номер в одном из лоджей бывшего Трансвааля, а ныне провинции КваЗулу-Наталь, чтобы побродить по местам великих схваток и поглазеть на диковинных зверей. «Лодж» на местном жаргоне — это частный мини-заповедник. Владелец будущего лоджа покупает десяток гектаров вельда, обносит их забором, строит гостиничные домики, часто стилизованные под негритянские хижины, — и покупает парочку относительно недорогих копытных, чтобы бродили по территории. Так что после двухчасовой познавательной экскурсии по такому лоджу не надейтесь увидеть больше, чем пару зебр или антилоп. А если не попадутся даже они, то хотя бы научитесь у Питера разбираться в разнокалиберных экскрементах представителей здешней фауны.
Зато как приятно после столь познавательной прогулки вернуться в лоно материальной культуры! Постучать по выставленному на всеобщее обозрение гулкому цельнометаллическому кузову, уважительно погладить массивные чугунные рычаги передней независимой подвески...
Итак, добро пожаловать на «выставку достижений» нового Cherokee — третьего за четверть века. Первым был двухдверный Wagoneer 1974 года, который впервые получил имя собственное — по названию племени североамериканских индейцев чероки. Второй Cherokee — знакомый с 1984 года внедорожник, своими рублеными чертами и впрямь напоминающий невозмутимого индейца. Или грубоватого, но гордого бура-африканера.
На кого похож новый Jeep Cherokee? Круглые фары и семь вертикальных прорезей фальшрадиаторной решетки — фирменная традиция. Кстати, корпорация Daimler-Chrysler, которая вступила в права наследования легендарной марки Jeep, сейчас ведет судебную тяжбу с концерном General Motors о легитимности применения семи прорезей на автомобилях марки Hummer. А вы как думали? Запатентовано.
Несмотря на фирменный приключенческий ореол, круглоглазая мордочка и забавные пропорции вытянутого вверх кузова делают новый Cherokee похожим на милую игрушку. От такого уже не ждешь сурового индейского слова («Хау! Вождь сказал»). И только Jeep Cherokee Sport, у которого пластиковые накладки колесных арок не окрашены в цвет кузова, а оставлены черными, начинает походить на профессионального искателя приключений.
Внутри новый Cherokee тоже какой-то игрушечный. Рифленый пластик с крупными выдавленными буквами Jeep перед пассажирским местом — как на японских переносных магнитолах в стиле «off-road». На ступице руля тоже буквы Jeep, только уже блестящие.
При ближайшем рассмотрении качество отделки нового Cherokee приятно удивляет. Пластик оказывается «мягким» и не скрипучим, кожа кресел — неплохо выделанной и ладно сшитой. Но простор в салоне не оправдает ожиданий человека рослого и корпулентного, «в теле». Передние кресла с развитой боковой поддержкой узкие и смещены в стороны от напольного туннеля, поэтому локоть водительской руки оказывается слишком близко к дверной панели. Для ног передних седоков предназначено сужающееся пространство, в котором на машинах с механической коробкой передач по ширине еле помещаются три педали. Руль регулируется по высоте. Но далеко отодвинуть назад переднее сиденье не выйдет — мал диапазон продольной регулировки. А когда усаживаешься на заднее сиденье, ступни приходится располагать внутри штампованного стального основания, на котором смонтировано каждое переднее кресло.
Зато над головой — масса места!
Очень понравился механизм открывания пятой двери. Потянул рукоятку на себя легонько — поднялось вверх заднее стекло. Потянул сильнее — сразу вслед за этим распахнулась вбок нижняя часть задней двери.
Несущий кузов — особая гордость американцев. Мощные лонжероны, многочисленные усилители из высокопрочной стали и «завязанные» на силовую структуру точки крепления подвески должны способствовать выносливости и надежности на бездорожье. По жесткости на кручение новый Cherokee в полтора раза превзошел Grand Cherokee и стал самым прочным автомобилем за всю 60-летнюю историю марки Jeep! Но объявленная цифра в 12000 Нм/град воображение не поражает: ровно такую же жесткость на кручение декларируют вазовцы для кузова новой Нивы.
Зато по части подвесок по сравнению с предыдущим Cherokee уж точно произошла настоящая революция. Задняя подвеска, правда, осталась зависимой — как утверждают создатели, такое решение оптимально для серьезного внедорожника. Но вместо архаичных рессор задний мост теперь подвешен на пружинах и на двух продольных рычагах. Для фиксации поперечных перемещений служит не пресловутая тяга Панара (которой был оснащен передний мост старого Cherokee), а V-образный рычаг, он «держит» балку заднего моста по центру — за картер главной передачи с помощью шаровой опоры. Такую же схему давно имеют внедорожники Land Rover.
Передняя подвеска стала независимой — теперь это классическая пружинная «двухрычажка». Посмотрите на мощнейшие рычаги! Нижние отлиты из чугуна, верхние выкованы из стали... Именно подвеска сразу обратила на себя внимание следующим утром, когда я впервые сел «в руль». Впрочем, нет. Сначала был еще один сюрприз Южной Африки. Руль-то в машинах не с той стороны! Левостороннее движение, наследие британского колониализма.
Шоссе — как в Америке: прямые как стрела, с неплохим асфальтом и широкими разделительными полосами. В одноэтажных городках — надписи «Robot is ahead» перед перекрестками (роботами в ЮАР называют обычные светофоры) и обилие перечеркнутых букв S на дорожных знаках. Это «No Stop», запрет на остановку.
Останавливаться и впрямь не хочется. После падения апартеида в ЮАР невероятно возросла преступность. Конечно, и раньше многонациональная страна, которой управляла горстка белых, постоянно содрогалась от расовых волнений. Ведь, помимо чернокожих, в Южной Африке миллионы индийцев, которых завезли сюда в XIX веке для работы на рудниках. Именно в Южной Африке начинал свою сатьяграху, ненасильственный протест против расизма, великий Махатма Ганди...
Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесен высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывет самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налеты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «черные города», куда полиция не суется. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10%. А вы хотели бы жить в стране, 40% населения которой неграмотны, а 25% заражены вирусом СПИДа?
Мы проезжали окраины «черных городов». Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное белье. На земле на корточках сидят люди — то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны...
«Асфальтовые» впечатления от нового Cherokee оказались неяркими. Во-первых, мотор. Это новая V-образная «шестерка» объемом 3,7 л — «укороченная» на два цилиндра версия типично американского двигателя V8 4.7 от Grand Cherokee. Тоже с чугунным блоком, с двумя клапанами на цилиндр и с относительно низкой степенью форсировки. Ведь 211 л.с. мощности «нетто», измеренной по методике SAE без навесных агрегатов и без системы выпуска, означают менее двухсот сил по европейской методике ECE!
Судя по конструкции, мотористы добивались от новой «шестерки» низких вибраций, для чего в середину блока с 90-градусным развалом встроен балансирный вал, и высокой отдачи «по низам» — с помощью настроенного впускного пластикового коллектора. И действительно, вибраций минимум, да и звук у мотора очень мягкий, благородный. С крутящим моментом «внизу» тоже никаких проблем: чуть нажал на газ — и Cherokee прыгает вперед, словно дикий обитатель африканского вельда. Но после того, как четырехступенчатый «автомат» перейдет на вторую передачу, темп разгона заметно падает. Слишком заметно.
Очень «растянутая» трансмиссия! Автоматическая коробка передач, которой оснащается только версия с мотором V6, позаимствована у восьмицилиндровой модели Grand Cherokee. Трансмиссия, надо отметить, интереснейшая. Не столько полностью электронным управлением (этим-то в Европе никого не удивишь), сколько тем, что три ряда планетарных шестерен позволяют обеспечить аж шесть передач! Но крайслеровские инженеры распорядились этой возможностью оригинально — они сделали... две вторые передачи. Одна используется при обычных переключениях — как «вверх», так и «вниз». Но в режиме kick-down, когда при движении на высших передачах водитель до отказа нажимает на педаль газа (например, перед обгоном), коробка перескакивает с четвертой или пятой на так называемую «вторую-прайм» с передаточным числом 1,50. Обычная вторая (1,67), по мнению крайслеровцев, в этих случаях слишком «коротка», а прямая третья (ровно 1,00) слишком «длинна».
По такому алгоритму работает и пятиступенчатый «автомат» на Grand Cherokee V8, и четырехступенчатая коробка на новом Cherokee V6. Собственно говоря, это одна и та же трансмиссия. А разница в «минус передачу» объясняется тем, что на Cherokee управляющей электронике просто запрещено включать пятую!
Был в конвое и один дизельный Jeep Cherokee CRD. Такие машины оснащаются только пятиступенчатой механической коробкой передач и упрощенной «раздаткой» Command-Trac без межосевого дифференциала. Новый четырехцилиндровый турбодизель итальянской фирмы VM Motori вполне современен: непосредственный впрыск common rail, мощность — 143 л.с. при объеме 2,5 л. Дизель тихий, но крайне вялый до 2800 об/мин. И лишь потом, когда поздновато «просыпается» турбонаддув, дизельный Cherokee лишь немного уступает в разгонной динамике более мощной версии V6.
Самый простенький Jeep Cherokee 2.4, вооруженный бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 2,4 л, в Южную Африку не привезли. Такие машины тоже станут оснащаться только упрощенным полным приводом и пятиступенчатой «механикой». И ураганной динамики от 150-сильного мотора (мощность тоже «нетто»!) ожидать не следует.
В асфальтовых повадках «нового индейца» чувствуется настойчивое желание привить ему европейские манеры. Руль откликается на отклонение заметным нарастанием усилия, крены не пугают, запаздывания невелики. Разительный контраст с предыдущим Cherokee! Но с такими новейшими «паркетниками», как Toyota RAV4 или Ford Maverick, новый Jeep по управляемости не сравнить. Реакции в ответ на быстрые повороты руля «резиновые», связь с автомобилем чувствуешь плохо. А при попытке пройти вираж побыстрее Jeep пугающе «уплывает» наружу...
После асфальта начинается грунтовый грейдер, и лобовое стекло моментально заволакивает поднятой колесами красной пылью. Как в тумане! «Внимание, конвой, впереди машина!» И через минуту из красной завесы тебе в лоб выплывают фары встречного пикапа. Как они здесь ездят по такой пыли с открытыми окнами? В Cherokee хотя бы кондиционер. Но фильтра в системе вентиляции нет, и из круглых дефлекторов на переднюю панель потихоньку просачивается тонкая пылевая пленка.
Зато плавность хода — в самый раз для таких дорог! Мягкая и энергоемкая подвеска отлично сглаживает толчки от неровностей и позволяет смело проходить на скорости под 100 км/ч даже крупные бугры!
Через 200 километров от Йоханнесбурга конвой вползает в соломенные ворота парка Entabeni Game Reserve — одного из крупнейших частных парков ЮАР с дикими животными. Это тоже лодж, только очень большой — 8000 гектаров огороженной территории с горами, озерами, стадами антилоп...
— Если захотите выйти из автомобиля, обязательно сообщите об этом по рации и дождитесь, пока к вам подъедет вооруженный рейнджер!
Глава рейнджеров, эффектный шотландец Роджер, стоит в мужественной позе со скрещенными руками. На голове — ковбойская шляпа, в кобуре — револьвер Webley&Scott образца Второй англо-бурской войны.
— Здесь, в Энтабени, водятся те, кого мы в Африке зовем «большой пятеркой». Это слон, буйвол, носорог, лев и леопард. — Роджер загибает пальцы и свирепо смотрит на журналистов. — Все эти животные опасны для человека. Из машин не выходить, включить полный привод и пониженную передачу. Вопросы есть? Вперед, парни!
Режимы полноприводных трансмиссий переключаются легко — одной рукояткой на напольном тоннеле. На всех Джипах обязательно есть привод только на задние колеса для езды по асфальту (2WD), «временный» жесткий полный привод для преодоления бездорожья (4WD Part-time), а также понижающая передача для особо тяжелых участков (4WD Low). На этом возможности упрощенных раздаточных коробок Command-Trac на машинах с четырехцилиндровыми моторами исчерпываются. Но Jeep Cherokee V6 с «автоматом» вооружен многорежимной «раздаткой» Selec-Trac. Здесь есть не только жесткий привод на все колеса и понижающая передача, но и режим 4WD Full-time со «свободным» межосевым дифференциалом, который позволяет использовать полный привод и на асфальте.
За окнами проплывают ландшафты зимнего вельда — заросли сухой травы, редкие деревья и отдаленные высокие горы, прямоугольные, словно в рекламной стране Мальборо. Завидев конвой, вглубь саванны неторопливо убегают рогатые и зобастые антилопы гну. В дальней долине пасутся буйволы — buffalo. Метрах в трехстах, рядом с огромным баобабом, из травы торчит рог носорога.
Африка!
— Если увидите буйвола, не приближайтесь! — вещает рация. — Буйвол очень агрессивен и может убить человека. В воде водятся гиппопотамы, которые опаснее всей «большой пятерки» вместе взятой. Они переворачивают лодки!
Самое обидное, что вокруг — ни буйволов, ни гиппопотамов. По мере спуска в долину исчезают даже антилопы.
— А теперь мы въезжаем на территорию со львами. Всем оставаться в машинах!
Откуда такие предосторожности? Кому верить — рейнджерам или первопроходцу здешних мест Дэвиду Ливингстону? «Днем нет никакой опасности, что лев нападет на вас, если только вы его не тронете, — писал в своих заметках «Дауд», как звали Ливингстона местные негры. — И то же самое ночью, если светит луна. Скорее можно быть раздавленным на улицах Лондона, чем съеденным львами в Южной Африке».
Но после «накачки» по рации в голову начинают лезть нехорошие мысли. Вдруг местные львы не читали Ливингстона? Вдруг они и впрямь обожают кушать на обед непослушных журналистов?
— Вы хоть кормите своих хищников? — спрашиваем.
— Нет, они у нас дикие, — нагоняют панику рейнджеры. — Что поймают, тем и питаются. Разве что верхний вельд, откуда мы спускались, от них изолирован. Там у нас буйволы пасутся, а они редкие и дорогие, каждый несколько тысяч стоит...
Честно говоря, льва увидеть хотелось очень. На следующее утро нас ради этого в пять утра вытащили из палаток и на двух открытых внедорожниках Nissan с тремя рядами пассажирских скамеек повезли на специальное сафари. Но за два дня мы увидели лишь следы царственных хищников — похожие на собачьи, но раз в пять крупнее. Еще видели обглоданные кости. И вновь массу разнообразных экскрементов...
Словом, «за львами» в ЮАР надо ехать не в частное заведение, а в Крюгер-Парк — огромный национальный заповедник. Вот там, рассказывают, окна в машинах действительно открывать нельзя. Там любопытные страусы тычутся в двери, по лобовому стеклу, как по горке, сползают мартышки с красными попами, и величественные львы возлежат на расстоянии одной откушенной руки...
Впрочем, журналистов пригласили в Африку не столько из-за львов, сколько из-за бездорожья.
— Мы тут проложили для вас небольшую трассочку — этакий малый Rubicon...
Крайслеровцы имеют в виду знаменитую калифорнийскую внедорожную трассу Rubicon Trail, известную своей сложностью. На подобных трассах для любителей «офф-роуда» в Америке постоянно проводятся фестивали Jeeper’s Jamboree. Знаем мы эти трассы. Так, попугать «чайников» крутыми подъемами и спусками...
Стойте-стойте, куда вы меня направляете? Здесь же камни! Огромные валуны! Ну, по тому плоскому обломку скалы Jeep, пожалуй, еще проедет. Но забраться на этот уступ с острыми краями сможет только гусеничный транспортер!
Медленно, повинуясь жестам инструкторов, Cherokee ползет вперед. Счет идет на миллиметры. Правое колесо миновало глубокую расселину, теперь нужно наискосок пересечь мини-пропасть между двумя валунами. Автомобиль ныряет в нее передком и зависает в классическом диагональном вывешивании — одно из задних колес отрывается от камня сантиметров на двадцать. Инструкторы спокойны — они знают, что самоблокирующийся дифференциал Trac-Loc в заднем мосту позволит Cherokee тронуться с места даже «на одном заднем колесе». Чуть газу, небольшая пробуксовка. Но потом раскручивающиеся сателлиты заднего дифференциала тормозятся встроенной вискомуфтой, и крутящий момент на «опорном» колесе растет. Теперь — на газ! И Cherokee по валунам мягко запрыгивает наверх.
Здесь раскрылись все заложенные в конструкцию нового Cherokee «внедорожные» качества. Хорошая тяга на понижающей передаче, жесткий полный привод и вискомуфта в заднем дифференциале — раз. Отменная геометрическая проходимость — два: у машины очень маленькие свесы, двадцатисантиметровый дорожный просвет и длинноходные подвески. Причем великолепная плавность хода здорово помогает и на тяжелом бездорожье. За три дня я мог пожаловаться разве что на неоптимальный профиль спинки кресла, от которого после двух часов езды по шоссе начинала ныть поясница. А изнуряющая тряска по каменистым тропам Энтабени прошла незамеченной!
И прочность — это три. Сколько раз торопыги-журналисты безжалостно бросали «казенный» Jeep на высоченные отвесные камни, и тяжелый удар из-под днища заставлял замирать сердце. А в результате — лишь несколько царапин на бамперах и небольшие вмятины на мощных лонжеронах.
Так что, несмотря на «игрушечный» дизайн, новый Jeep Cherokee имеет мало общего с хилым племенем «паркетных внедорожников». А знаете, что сподвигло Jeep на создание столь редкого в наши дни настоящего «проходимца»? Те самые любимые американцами фестивали Jeeper’s Jamboree. Представляете, каким позором будет покрыт владелец нового Cherokee, который заглохнет на обязательном для джиперских фестивалей форсировании брода полуметровой глубины или беспомощно повиснет на диагональном вывешивании! Поэтому успешный «офф-роуд» входил в обязательную программу способностей нового Cherokee с самого начала разработки «проекта KJ», как именуют автомобиль во внутрифирменных инструкциях.
Настоящему индейцу, как известно, завсегда везде ништяк. На российских тяжелых дорогах новому Cherokee тоже может быть «ништяк»! Никто еще не знает точных цен на «новых индейцев», но такими низкими, как на родине, они уж точно не окажутся. Ведь в Северной Америке, где новый Jeep носит название Liberty, он стоит от $15000! Правда, на внутреннем рынке продаются и очень простые Liberty — заднеприводные и лишенные многих опций.
А в Европу новый Jeep Cherokee будет поступать из-за океана только в полноприводных версиях. И стоить будет как минимум $25000—35000, а то и больше. Не дороговато ли за тесноватого «индейца»?
Впрочем, в Южной Африке, где таможенные барьеры несравнимо выше российских, новый Jeep будет еще дороже. Даже единственный жираф, которого встретил конвой на своем пути, не убегал, а с любопытством вытягивал шею. И правильно делал: этот забавный внедорожник с круглыми глазами он теперь увидит не скоро...