Graf Zeppelin: кругосветный перелет 1929 года
Вот-вот над Россией должен начаться трансконтинентальный перелет современного дирижабля немецкого происхождения Zeppelin NT. Его путь лежит в Японию, где он будет обслуживать туристов и станет одной из местных достопримечательностей в преддверии выставки EXPO-2005.
Интересно, что это не первое столь серьезное путешествие воздушных гигантов над нашей страной. Одним из самых знаменитых перелетов дирижаблей за всю историю их существования стала кругосветка немецкого дирижабля LZ-127 Graf Zeppelin летом 1929 года. Ее 75-летию официально посвящен и нынешний полет дирижабля нового поколения. Над территорией СССР проходил один из наиболее длинных участков полета 1929 года. Из разных источников удалось собрать следующую информацию об этом уникальном достижении.
Граф Фердинанд фон Цеппелин построил свой первый дирижабль более 100 лет назад, в 1900 году. Первенец LZ-1 поражал своим размером не только современников. Он бы мог и сегодня удивить как специалистов, так и просто зрителей - длина LZ-1 составляла 128 метров! Так, например, летящий сегодня над Россией Zeppelin NT имеет всего 75 метров в длину.
Во время Первой мировой войны Германия построила десятки дирижаблей, которые занимались морской и сухопутной разведкой, а также бомбардировкой Англии, Франции и западных рубежей Российской Империи. Например, в отдельных ночных налетах на Англию участвовало одновременно более 10 дирижаблей. В основном это были корабли, построенные по проектам фон Цеппелина, который умер в 1917 году.
После войны по условиям Версальского мирного договора Германия потеряла право строить дирижабли на своей территории. Запрет действовал до 1925 года. Сразу после его отмены началась общегосударственная компания по сбору средств на новый корабль. Он был построен и совершил первый полет осенью 1928 года. Отдавая дань главному герою строительства дирижаблей жесткой конструкции новый LZ-127 получил собственное имя Graf Zeppelin.
Длина дирижабля составляла почти 237 метров, максимальный диаметр 30,5 метров. Объем оболочки составлял 105 000 куб. метров. Несущим газом являлся водород (более безопасный гелий производился в то время только в США, но Америка отказалась поставить этот газ Германии). Пустой вес конструкции составлял 55 тонн. В движение LZ-127 приводили 5 моторов по 530 л.с. каждый, работавшие на специально разработанном газе. Крейсерская скорость составляла 120 км/ч. Без посадки он мог пролететь от 10 000 до 14 000 километров. Пассажирская кабина вмещала до 35 пассажиров. Экипаж состоял из 26 человек. Кабина находилась в специальной гондоле длиной 40 метров, шириной 6 метров и максимальной высотой 2,3 метра.
Старт кругосветного перелета состоялся 8 августа 1929 года в городе Лейкхерсте, США, штат Нью-Джерси, недалеко от Нью-Йорка. Это была главная база дирижаблей на восточном берегу США. Командовал кораблем известный пилот дирижаблей Хуго Эккенер, работавший в свое время в обществе ДЕЛАГ, выполнявшем регулярные пассажирские перевозки на дирижаблях в Европе до и после Первой мировой войны.
Кругосветный перелет начался в Америке, возможно, потому, что пассажирами могли быть американцы. Всего на борту было 18 пассажиров. 55,5 часов понадобилось Graf Zeppelin, чтобы преодолеть Атлантический океан. Первая посадка была выполнена в немецком городе Фридрихсхафен. Именно здесь был построен самый первый дирижабль графа Цеппелина.
После небольшого перерыва, 15 августа LZ-127 взял курс на Токио. Впереди была вся Россия. Полет был беспосадочный, о его маршруте известно лишь то, что 18 августа дирижабль пролетел над Якутском. Через 101 час 40 минут после старта, то есть после 4 с лишним суток в воздухе он приземлился в Японии. В беспосадочном полете было преодолено 11230 километров, что стало новым мировым рекордом. Интересно, что во время отдыха на японских островах дирижабль базировался в бывшем немецком эллинге, доставшемся японцам после Первой мировой войны.
Полет над Тихим океаном начался 25 августа. Через 80 часов в небе Graf Zeppelin появился над Сан-Франциско, а затем над Лос-Анджелесом. Интересно, что в то время в США был свой "цеппелин", который по специальному заказу был построен в Германии в первой половине 1920-х годов, несмотря на имеющийся запрет. Американцы дали ему имя "Лос-Анджелес" и использовали в составе воздушных кораблей ВМФ.
28 августа LZ-127 отправился в последний бросок - менее чем за сутки он достиг Нью-Йорка, а значит, кругосветка была удачно завершена! Позади был 21 день путешествия и 35 000 километров. Это был абсолютный рекорд планеты. До этого самым быстрым путешествием вокруг Земли был полет четырех американских самолетов, которые обогнули земной шар более чем за 100 суток.
В счастливой судьбе дирижабля Graf Zeppelin были и другие интересные перелеты. В мае 1930 года он из Германии за один полет преодолел расстояние до Рио-де-Жанейро. А на следующий год, в июле 1931-го LZ-127 приземлился в Ленинграде. С 26 по 30 июля на нем был совершен исследовательский полет в Арктику. Дирижабль пролетел, в частности, над Землей Франца-Иосифа, Северной Землей и Новой Землей. В составе экипажа были советские специалисты, а профессор Р.Самойлович являлся научным руководителем экспедиции. Командовал кораблем все тот же Хуго Эккенер.
Graf Zeppelin летал до 1936 года, не потерпев ни одной серьезной аварии, что можно назвать нетипичным явлением для дирижаблей на водороде. Итоговый налет корабля составил более 13 000 часов.
Интересно, что спустя два года, летом 1931-го, рекорд кругосветного путешествия немецкого дирижабля решили побить американские летчики Вилли Пост и Гарольд Гетти. На моноплане "Локхид Вега" они сумели побить достижение Хуго Эккенера. Маршрут Поста и Гетти, в принципе, был похож на трассу, ранее проложенную дирижаблем Graf Zeppelin: Нью-Йорк - Ньюфауленд - Англия - Германия - Россия (Москва - Новосибирск - Иркутск - Благовещенск - Хабаровск - Камчатка) - Аляска - Канада - Нью-Йорк. Весь путь удалось пройти 8 суток 15 часов.
В последние годы над Россией проходили пути нескольких кругосветных перелетов. В 1998-м, по пути из Японии в США, через Сахалин и Северо-Восток страны пролетел английский мотодельтаплан. В Южно-Сахалинске двое путешественников пробыли в ожидании на пролет территории РФ две недели. В 2001 году снова над Сахалином был повернут восвояси, отметим, снова в Японию, самолет времен Второй Мировой войны Junkers-52, который принадлежит швейцарской авиакомпании. В качестве основания для разворота в небе со стороны России, по сообщениям СМИ, было высказано достаточно спорное для XXI века нежелание пускать в свое воздушное пространство самолет, бывший основным транспортным кораблем Люфтваффе. Наконец, уже нынешним летом в районе Читы нашими истребителями ПВО был принудительно посажен совершающий кругосветный перелет сверхлегкий самолет из Словакии.
Хочется надеяться, что ожидаемый полет над Россией нового цеппелина пройдет спокойно, также как и 75 лет назад.