На главную
















О колдунах и бездорожье

Фоторепортаж экспедицииДо старта этнографической экспедиции, организованной Интернет-журналом EXparty.ru и Российским Этнографическим Музеем, оставалось два дня. Ученые-этнографы Дмитрий Баранов, кандидат исторических наук, и Евгения Гуляева, прибыли в Москву из Питера. Информационная поддержка и технический персонал, которые должны были сопровождать экспедицию в район среднего течения реки Пинега, несущей свои воды по  Архангельской области, все двое суток находились в том состоянии волнующего ожидания, которое обычно посещает великих путешественников в преддверии опасных приключений и знаменательных открытий.
Ранним сентябрьским утром, когда все этнические группы столицы ещё и не помышляли о пробуждении, от гостиницы "Украина" стартовал конвой из трех  внедорожников. Благодаря усилиям компании JT – Mobilis, специализирующейся на проектировании и сопровождении специальных транспортных средств, отечественный УАЗ  внешне был столь же внушителен, как и его японские коллеги - две Toyota Land Cruiser. Под руководством талантливого инженера Александра Фулиди, внедорожники были подвергнуты глубокому технологическому тюнингу. Это позволило машинам прекрасно чувствовать себя  в условиях тяжелого бездорожья северных районов нашей страны, куда собственно и направлялась экспедиция. Вместительный багажник на крыше, люстры дополнительного освещения, шноркели, выведенные вдоль лобовых стекол - все эти изменения в конструкции автомобилей гарантировали участникам экспедиции комфортабельные условия при достижении их  цели. 
Кстати, о целях. У организаторов экспедиции их две. Первая – собственно этнографическая разведка. Лет пятнадцать назад Дима Баранов, питерский этнограф, бывал в этих местах, но, поскольку дороги между деревнями были абсолютно непроходимыми (почти все размыты или заболочены), добирался он сюда на “кукурузниках” и вертолетах. На этот раз, невзирая ни на погодные условия, ни на бездорожье, нужно было зафиксировать недоступную прежде информацию об изолированных группах населения русского севера, постараться «внедриться в мифологическое пространство», проследить изменения архитектуры, традиции, быта, контактов между поселениями,  познакомиться с так называемыми обрядами жизненного цикла: родильными, свадебными, погребальными.
Ну, а вторая задача - чисто техническая: продолжительный тест-драйв внедорожников, подготовленных JT-Mobilis. Командор экспедиции - Сардар С. (Джокер), и Александр Фулиди, преследовали цель провести комплексное испытание автомобилей «на прочность» в экстремальных условиях, и определить рамки возможностей их применения. Александр Гречко со своим четвероногим другом -  Чаком и Анатолий Дюбанов взяли на себя обеспечение экспедиции. А видавшему виды фотографу Евгению Антоненко и журналисту Владиславу Бобылеву было поручено явить миру правдивые описания и достоверные изображения происходящих событий.
Путешествие из Москвы в Ярославль и дальше в Вологду, а именно так можно назвать вояж по гладкому шоссе длиной в пятьсот километров, не составило для экспедиции  никакого труда. Каких только деревень не встретишь на просторах нашей бескрайней Родины! Дорога дразнила Бухаловым, жалела Пасынковым, пугала Бабаевым.
Заполночь добравшись до Великого Устюга, экспедиция устроилась на привал в местной гостинице. Кое-кто и не подозревал в то время, что наступила ночь прощания с горячей водой, свежими простынями и центральным телевидением. Великий Устюг - родина Деда Мороза, город пятидесяти церквей, тихо покоясь на берегу реки Сухона, открылся взору членов экспедиции на следующее утро. Они прошлись по набережной и тронулись дальше.
Тут необходимо упомянуть о некоторых особенностях отечественного внедорожника. Экспедиция могла бы продвигаться значительно быстрее, но поскольку УАЗ уступал в скорости более мощным Тойотам, весь конвой развивал скорость не более ста километров в час, и пейзажи за окном сменяли друг друга не слишком-то быстро.
- А что вы хотите?- недоумевает Александр Фулиди - на УАЗ нагружено полторы тонны “экспедиционной необходимости”, а именно пять палаток, десять спальников, два стола, десять стульев, лодка с мотором, не говоря уже о провианте, кухонной утвари, картине, корзине, картонке и маленькой собачонке (то есть добрых сорок кило живого веса Чака). По словам инженера, УАЗ, может, и не столь резв, но зато его удельный вес гораздо меньше, чем у японских собратьев, и в особых условиях он себя покажет и всем фору даст.
Ну, да ладно. В ожидании этой самой форы первая Тойота, нареченная своими создателями "Скиф", которой управлял Командор Сардар С. (Джокер), тем временем ушла далеко вперед, и  к вечеру  достигла деревни Лохома, расположенной по левому берегу реки Пинега. Вечер накрыл окрестности свежестью ранней, но уже прохладной осени, которая напоминала о себе со всё более очевидной настойчивостью. Члены экспедиции нашли пристанище в деревянном доме, поделенном на две равные половины. В одной из них была устроена школа, которую посещали всего две девочки - ученицы первого и третьего классов, а  другая принадлежала учительнице и по совместительству директору - женщине с доброй и усталой улыбкой. Участники экспедиции разместились в спальниках у нетопленной пока еще печки   до восьми часов утра, - времени начала занятий в школе.
Вторая тойота, носившая имя "Хазар", которой управлял Александр Фулиди, и внедорожник Ульяновского автозавода, совершенно другим маршрутом, двигаясь по противоположному берегу реки Пинега, пробирались к деревне Согра, точке  воссоединения экспедиции. Встретив на своем пути разобранный мост, решили перебираться через реку вброд. Берег казался  крутым и неприступным. Он был завален обломками моста: бревнами и железными балками, и когда машины все же взобрались на берег, оказалось, что покрышка УАЗа серьезно повреждена и не подлежит восстановлению на месте. Пришлось использовать запаску.
Этнографам утро следующего дня принесло немало свежей информации. Перебравшись через Пинегу по пешеходному мосту, они направились в Согру. По дороге   встретился местный житель. Он привел исследователей в избу Лидии Михайловны Мысовой 1929 года рождения. Она и поведала о тех загадочных крестах, попадавшихся участникам экспедиции вдоль многих лесных дорог, с повязанными пеленами (полотенцами, платками, полотнами). Оказывается, такие кресты местные жители устанавливают по обету: издавна в часы тяжелого недуга человек давал слово поставить крест в случае выздоровления.  Жители деревни в течение всей жизни приходят к этим крестам помолиться и поплакать, кто о чем. «А вот Володя Тюпин даже часовенку по обету поднял!»
Бабушка организовала чай вприкуску и принялась рассказывать о старых праздниках, как народ гулял, веселился, да песни пел.
- Раньше-то лучше веселились, пьяных-то не было. Всё по трезвости! - бабушка напирала на "-то", характерное для говора жителей Архангельской губернии.
Колдунов и ворожей в этих местах называют "знающими людьми" или "знатоками". Знатоки могут "закрыть" или "открыть" корову (спрятать или найти в лесу), вылечить от испуга и других болезней: дунуть, плюнуть, пошептать,  в  баньке попарить, напоить чудодейственным отваром.  С похоронами – вообще отдельная история. Гроб сначала устилается березовыми листьями, ватой, сверху полотном. Гроб с покойницей устанавливают поперек половиц, глазами на восток, а с покойником - вдоль. Гроб не оббивают красной тканью, говорят, на том свете дожди будут продолжаться до тех пор, пока красный цвет не вылиняет.
А вот история о давнем  пожаре. Однажды, когда загорелся лес, старуха Родионова с распущенными седыми волосами совершенно голая ходила за деревней с иконой и с молитвой.  Так что пожар до деревни не дошел.  Вот такая противопожарная методика.
Кстати, домового в деревнях зовут Жихорько или Батанушко. Несмотря на то, что духов лесных, полевых, амбарных, банных относят к женскому роду, пол собственного домового каждой хозяйке нужно  определить самостоятельно.
- Поехала-то я в Архангельск. На комоде-то колоду карт оставила-то, - рассказывала бабушка, - вернулась-то, смотрю, а колода-то волосом черным обмотана-то. Жихорько-то моя женского полу оказалася!
Помимо знающих людей, в некоторых деревнях до сих пор живут так называемые икотники. Эти колдуны заговаривают человека, наводят на него порчу и насылают болезнь икоту. Болезнь эта в основном женская. Говорящая икота - самая страшная напасть, когда женщина внезапно начинает говорить не своим, обычно грубым мужским голосом. Больная не может избавиться от икоты до самой смерти и к тому же может передать её «по наследству» своей дочери или внучке. После смерти заболевшего икотник обязательно приходит к нему в дом, полюбоваться на гроб своей жертвы.
Средняя Пинега с ее притоками Илешей, Кодой, Выей - места  заброшенные, глухие и Богом забытые. Отдельные постройки на карте обозначены словом "изба", пунктиры дорог - это зимники. Забота местных жителей - лесозаготовки и выживание.
Внедорожники, покрытые толстым слоем грязи, врывались в деревни, как танки.  Поглазеть на технику сходился народ.
- У какая "Нива"-то! Я такую по телевизору-то видел. А колеса как у КАМАЗа!
- О-о! Вы не пройдете там-то! Только "Уралы" ходят -то, вода не спала еще! - пугало местное население...
Добравшись до устья реки Илеша, экспедиция столкнулась с первой непреодолимой преградой... Александр Гречко, облачившись в водонепроницаемый костюм, обследовал дно Илеши и пришел к неутешительному выводу. Река полностью оправдывает свое название: илистое дно не оставляет никаких шансов на переправу вброд.
Экспедиции пришлось разделиться.  Этнографов Диму и Женю вместе с фотографом было решено отправить на лодке вниз по течению для продолжения научных изысканий. А  остальные участники отправились на поиски объездных путей, чтобы затем подобрать этнографов в районе села Осяткино или Нюхча.
Тем временем смеркалось. Поиски ночлега затягивались, и, свернув на просеку, ведущую к реке, автомобили пробрались сквозь лесную чащу и остановились в ожидании машины Командора, отправившегося на разведку… 
В поисках места для привала Командор выехал из леса. Совершенно неожиданно его взгляду открылась  песчаная равнина, освещаемая полной зеленоватой луной (пейзаж, для этой местности совершенно нехарактерный). Посреди равнины возвышалось белое трехэтажное строение с высокой башней и узкими окнами. На верхнем этаже горел свет, в окнах метались какие-то тени, и по их судорожным движениям невозможно было определить, кому они принадлежат - людям или животным. Ни дорог, ни тропинок, ведущих к строению, не было заметно. Вот такое местечко…
Поплутав по лесу еще немного, экспедиция разбила лагерь прямо на обочине дороги, по которой ночью никто не ездил и не ходил, за исключением, может быть, светлых и темных стихиалий, (лесных духов). Генератор, прихваченный с собой, урчал, нарушая ночную тишину. Но с помощью бесценного электричества, лагерь прекрасно освещался, работали компьютеры, заряжались батарейки, все технические средства работали на благо человека посреди темного, глухого леса...
Трое суток участники экспедиции кружили по Верхнее-Тойменскому району Архангельской области, ведомые скорее всего самим лешим. Они пытались пробраться в заветное Осяткино, не забывая меж тем наслаждаться видами окружающей природы и ее дарами.
- Вот он! - кричал темпераментный Александр Фулиди, на ходу выскакивая из машины и набрасываясь на боровик размером с  бейсболку...
...И когда у машины Командора был пробит радиатор, его пришлось ремонтировать не кому-нибудь, а именно Александру. Силиконовый герметик надежд не оправдал, и решено было снарядить в ближайшую деревню Великая гонца на поиски... горчицы! Вряд ли непосвященные могут даже представить себе, что горчичный порошок, помимо всего прочего, может использоваться для герметизации системы охлаждения двигателя. Но наш инженер об этом хорошо знал...
Застав продавщицу сельмага Катерину на картофельном поле, он буквально на руках донес ее до закрытого еще магазина, где и скупил годовой запас горчицы.
Восстановив герметичность радиатора с помощью волшебного порошка, Александр вытер пот со лба: экспедиция продолжила движение по бездорожью русского севера. За время долгого пути он не переставал нахваливать отечественный УАЗ, не умаляя, правда, при этом и достоинств японских автомобилей.  Его речь была подобна стихам, положенным на музыку, когда он говорил о клиренсе и удельном давлении на грунт.
Не найдя другого пути, «конкистадоры» вернулись к броду в устье Илеши, где они двое суток назад простились с этнографами, и в очередной раз попытались покорить неприступную реку в надежде на то, что вода немного спала. Стоял ясный солнечный день. Командор, движимый желанием победы, направил свой внедорожник в реку. Когда половина водной преграды была пройдена, мотор заглох. Что ж, форс-мажор! Вода, достигнув уровня колесных арок, стала неторопливо заполнять салон.
Действовать нужно было решительно и без промедлений: автомобиль постепенно затягивало в  речной ил. На берегу был разработан спасательный план.
"Хазара" с помощью лебедки и троса соединили с тонущим "Скифом". Двигатель напряженно урчал, трос звенел -  медленно, но верно внедорожник пятился назад...  Вскоре "Скиф" благополучно достиг берега.
Оставалась одна из последних возможностей добраться до  Осяткино - форсировать реку  выше по течению и добраться до деревни Кода, где, судя по карте, все так называемые дороги благополучно заканчивались и оставался лишь зимник. Но наших героев ничего не могло  остановить.
Конвой направился в деревню Красная, а участники экспедиции, имея достаточно времени для размышлений, мечтали, кто о чем. Некоторые из них даже задумались если не о бане с ее праздной роскошью, то хотя бы о тазе с горячей водой.
Следующий брод показался детской забавой. Внедорожники проявили себя наилучшим образом, и с легкостью летней бабочки все три экипажа преодолели покорившуюся наконец-то Илешу, на приспущенных до полутора атмосфер колесах. Два веселых пастуха, указывая верный путь до Коды, оживленно замахали в направлении кладбища:
- Поезжайте в ту сторону, дорога-то ведет через кладбище, а там-то вам подскажут…
Кого конкретно они имели в виду, до сих пор остается загадкой, но  до самой Коды навстречу  экспедиции никто не попался.
Проехать по поросшей серебристым мхом, заболоченной дороге, ведущей в деревню Осяткино, на первый взгляд казалось бессмысленной затеей. Но тут настала очередь УАЗу проявить себя во всей красе. Он отправился  на разведку по болоту, где гадь и топь непролазная, где брусника рассыпалась по кочкам, а белых грибов видимо-невидимо. Экспедиция продолжалась…

Фоторепортаж

EXparty.ru info@exparty.ru


Слово редактора

info@exparty.ru