На главную
















Rolling Estonians: вокруг света за 10 миллионов крон

...22 июня 2002 года, из Таллинна в кругосветное путешествие отправились автогонщик Райдо РЮЙТЕЛЬ и журналист, бывший советник премьер-министра Марта Лаара, Тийт ПРУУЛИ. Свой проект они назвали Rolling Estonians ("Катящиеся эстонцы") и выкатились из Эстонии на трех джипах-вездеходах Mercedes-Benz G300 с номерными знаками 111 EST, 222 EST, 333 EST.
Вместе с собой Тийт и Райдо собирались прокатить по дорогам планеты около 70 соотечественников. Попутчики в путешествии менялись от страны к стране. Кроме эстонцев в проекте Rolling Estonians участие принимали русские, украинцы, египтяне, китайцы и канадцы.
В течение полутора лет Пруули и Рюйтель исправно вели путевой дневник и выкладывали сделанные в разных странах фотографии на своем сайте. А эстонское телевидение показало более 40 серий о кругосветном путешествии.
Проехав 200 тысяч километров через 60 государств, "Катящиеся эстонцы" увязли в России. Сначала им долго не удавалось въехать в страну, потом проблемой стали автомобили, которые нужно было "растаможить" и отремонтировать. Вместо двух запланированных дней Пруули и Рюйтелю пришлось провести в "гостеприимной" российской столице почти две недели.
Мы встретились с Райдо Рюйтелем в посольстве Эстонии в Москве. Тогда их "мерседесы" ехали в фуре где-то под Ростовом.

- Как же так случилось, что вы застряли на въезде в Россию?

- Сами виноваты. Надо было это предвидеть. Хотели проехать через Грузию во Владикавказ (Северная Осетия), но оказалось, что российская сторона не принимает оттуда иностранных граждан. Через границу там могут проезжать только граждане СНГ.
Мы позвонили в российское посольство в Азербайджане, спросили, можно ли проехать через Баку в Махачкалу (Дагестан), и там ответили: "Нет проблем!". Мы сделали за день визы в Азербайджан и поехали в Баку. Оттуда очень быстро добрались до российско-азербайджанской границы. А там выяснилось, что и здесь иностранцев не пропускают. Мы попали на то же самое постановление (Постановление Правительства России № 1123 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию России членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу в пределах Северокавказского района").
В итоге пришлось лететь самолетом, а джипы отправить фурой, тем более что вторая машина из-за некачественного иранского топлива была не на ходу и требовала ремонта.
Но мне все же стыдно за того чиновника, который нам по телефону ответил, что эстонцы могут въехать с территории Азербайджана в Россию. Мы столько времени потеряли из-за этого!

- Это было единственное отклонение от намеченного маршрута?

- Четкого маршрута у нас и не было. Мы ежедневно меняли свои планы. Ограничивало нас только время, потому что надо было забирать новых путешественников в определенных точках. Например, будущие попутчики прилетают в Тегеран. Мы их забираем в Тегеране и везем через весь Иран. Потом высаживаем, скажем, в Тбилиси и берем следующих.

- Почему решили отправиться в такое долгое путешествие?

- Для меня лично эта поездка – путь паломника. Я человек глубоко верующий, побывал во многих святых местах. Ну и, конечно, чтобы рассказать о том, что есть на карте такая страна – Эстония.

- Вы стартовали в Таллинне 22 июня 2002 года, добрались до Финляндии и взяли курс на самую северную точку Европы - мыс Норд-Кап…

- Все верно. Ехать через Норвегию было очень сложно, узкие дороги, фьорды. Но мы были свеженькие, машины еще были в хорошем состоянии, и, несмотря на трудности, этот отрезок проехали довольно быстро. Потом двигались через Данию и Германию. Много времени провели в Центральной Европе. Заехали в Италию, куда, в общем, не планировали. Потом были Австрия, Венгрия, Румыния, Греция и Болгария. В Турции нас больше всего поразил Курдистан. Заехали на Арарат – на 2700 метров! Выше уже было невозможно подняться на машинах.
Проехали Сирию, Иорданию, Израиль, Египет, Ливан, Тунис, Алжир. Из Алжира планировали попасть в Марокко, но не смогли. Эти страны не очень дружат, поэтому пришлось взять южнее и гнать машины через Мавританию, почти через всю западную Сахару. И через минные поля, где, признаться, было тяжело. Мины – не шутка, в 2001 году там подорвался португальский гонщик.
Из Мавритании сделали длинный бросок – 2000 километров – через Марокко до Гибралтара, в Испанию. Проехали Францию, Англию, Ирландию и из Ливерпуля отправили машины в Галифакс, в Канаду. Канаду проехали почти на одном дыхании: пустынные, не очень яркие места. Гораздо приятнее было ехать через Штаты, Мексику, Центральную и Южную Америку.
В Аргентине добрались до самого южного города мира – Ушуайи. Оттуда махнули в Чили и из Вальпараисо отправили машины на самолетах в Австралию. Полтора месяца ездили по родине кенгуру. После чего переправились в Джакарту, столицу Индонезии. А оттуда уже стали подниматься на север к дому – Малайзия, Сингапур, Таиланд, Камбоджа.

- И на вьетнамской границе у вас, наконец, начались проблемы…

- Это правда. Две машины въехали на территорию страны, а третью не пустили. Хотели заехать в Лаос, но вьетнамские пограничники нам в этом отказали. На въезде в страну поставили отметку, что из Вьетнама мы должны следовать в Китай. Честно говоря, то, что Вьетнам нас вообще впустил на машинах, – само по себе чудо.
На Китай у нас ушло, как и на Австралию, где-то полтора месяца. Очень большая страна. Побывали в безумно красивом Тибете. В Индии рискнули и заехали в Кашмир, хотя нас предупреждали, что там опасно. В Кашмире военное положение, солдаты через каждые сто метров на улице стоят, на перекрестках бронированные будки, но мы за все время ни одного выстрела не слышали.
Потом проехали через Пакистан, Афганистан, Иран, Армению, Грузию, Азербайджан и вот – Россия.

- Райдо, оставив позади 200 тысяч километров, можете сказать, где дороги лучше?

- О, да! Меня очень удивил Иран своими изумительными дорогами. И самым плохим топливом. Там мы угробили насос высокого давления у второй машины, но дороги просто гладкие! Ни одной выбоины. А вот в Индии дороги были очень плохие.

- Самые плохие?

- Может быть. Для нашей машины были очень неудобные, огромные ямы. В Австралии в Кейп-Йорке такие же.

- Неужто хваленые немецкие дороги оказались хуже иранских?

- Тут, может быть, я немного не прав в отношении немцев, но мне в Иране больше понравилось. Кстати, в Бельгии дороги лучше, чем в Германии. Это я еще по старому опыту знаю, когда ездил на ралли в составе сборной СССР. Но в Европе же главное – автобаны. Совсем иначе себя водители ведут. А в Иране просто в кайф ездить!

- Вот вы про культуру вождения заговорили, где же вам водитель больше всего пришелся по душе?

- Ну, я думаю в Эстонии неплохие… (смеется) Если серьезно, то меня удивили водители в Иордании. Как они помогают друг другу. Представьте – движение в четыре ряда. Мне надо перестроиться из первого в четвертый. Если иорданский водитель увидит, что мне нужно сделать такой фокус, то тут же уступит дорогу! Нужно лишь открыть окно и сказать: "Пропусти, пожалуйста!". Он тут же притормаживает и показывает следующему, что кто-то будет передвигаться через ряд. За 10 секунд можно перебраться из первого ряда в четвертый. А попробуйте в Европе, - ни за что не получится! И при всем этом никто не выказывает своего недовольства, не сигналит… Там очень приятно ездить.
Удивило количество женщин за рулем в таких странах, как Иран, Пакистан, Индия. Вроде исламские страны, думаешь, что женщины там в паранджах дома сидят, а они – нет, ездят за рулем. Да еще как гоняют!

- Ваше кругосветное путешествие обошлось без аварий?

- Да. Но в той же Индии было больше всего шансов попасть в неприятную ситуацию. Водители по узкой дороге едут на большой скорости и ни за что не хотят уступать дорогу. Тормозят в последний момент. В итоге дорогу уступает тот, у кого машина меньше. Ну, у нас-то машины крепкие, и не часто тормозить приходилось, - успевали сманеврировать.

- У вас в планах было прокатить с собой около 70 человек. Сколько получилось в итоге?

- Я даже не скажу точную цифру, но больше. Где-то около 100, наверное.

- Кого из эстонских знаменитостей везли?

- Марта Лаара, когда были в США. Он был, кстати, наверное, самым интересным попутчиком. Лаар по образованию историк. Сколько он нам рассказал историй, сколько информации в нас впихнул! И про индейцев, и про историю Америки… Министр окружающий среды Хейки Краних тоже с нами ехал по США… Много было знаменитостей, всех не назовешь.

- Во сколько обошлось кругосветное путешествие?

- Точно не могу назвать цифру. Может, месяца через два станет известно, когда все расходы подсчитаем. Но примерно около 8-10 миллионов крон. Примерно половину этой суммы заплатили сами участники, мы в том числе. Половину – спонсоры, их у нас было достаточно.

- И сколько же каждый из ваших попутчиков потратил на участие в проекте Rolling Estonians?

- За ночлег, за питание все платили из собственного кармана. Конечно, иногда мы ночевали в машине, в палатках, но это не очень удобно. Иногда вынуждены были добираться до какого-то города, чтобы переночевать. Потому что, например, в Афганистане просто так машину не остановишь и спать не ляжешь. Ради собственной же безопасности. А гостиницы и кемпинги они, как вы знаете, не дешевы. Я думаю, что нашим попутчикам пришлось выкладывать где-то по 15000 крон за неделю.

- На что больше всего уходило денег?

- На топливо.

- И где же в мире самый дорогой дизель?

- Этого я вам даже и не скажу. В Европе, в Великобритании очень дорогой. Дешевый – в России и Сирии. А самый дешевый был, по-моему, в Иране.

- Самый дешевый и самый качественный?

- Не сказал бы. Вот в Европе нет плохого топлива. А в Африке, в России его водой разбавляют.

- Что больше всего запомнилось вам из кругосветного путешествия?

- Был очень интересный случай в Греции. В нашей машине ехали только двое: я за рулем и наш оператор. На дороге в Афины голосовал пожилой человек. Остановились. Оказалось, это монах. Причем старику лет 80, не меньше. Ни на одном понятном мне языке не говорит. Языков, на которых мы можем связать пару слов, не знает. Я в таких ситуациях говорю по-эстонски. Так честнее, что ли. Он с нами говорил, видимо, по-гречески. Вместе проехали километров 150. Не скажу, что мы все это время с ним разговаривали, но взаимопонимание было на приличном уровне! Высадили там, где нужно. А когда прощались, монах нас благословил. И такое чувство было, словами не передать.
Еще я никогда не думал, что так приятно было спать под открытым небом. Особенно в пустыне. На дюне спишь, как на перине.

- Какая страна вас удивила больше всего?

- Я очень многого ждал от Тибета. Ведь Тибет - это Крыша мира, его столица – Лхаса – город богов. И они мои ожидания оправдали. То, что Тибет дарит путешественнику – это незабываемо. Атмосфера, паломники, шерпы… Некоторые паломники идут в Лхасу по дорогам Тибета так: делают шаг, кланяются, делают еще шаг, еще раз кланяются. И так сотни километров! Год идут до Лхасы, если не больше.
Потом приехали в базовый лагерь на Эвересте, это на высоте 5200 метров. Оттуда открывается незабываемый вид: панорама такая, что глаз не отвести! Увидев это, можно и умереть.

- Скоро уже возвращаетесь в Эстонию. Что будете делать, готовиться к новому кругосветному путешествию?

- Это вряд ли. Может быть, сделаем документальный фильм о своей поездке. Ну и, конечно, работа в автоклубе.

Рано утром 3 февраля Тийт Пруули и Райдо Рюйтель выехали из Москвы, - истек срок действия российской визы. В Латвию, как планировалось ранее, заезжать не стали.
Поздно вечером 4 февраля путешественники прибыли в Таллинн. До эстонской столицы своим ходом доехал только один из трех "Мерседесов" G300. Второй притащили на буксире. Третий до сих пор находится в Таиланде. Вызволять его из "азиатского плена" Rolling Estonians планируют будущей весной.

Михаил Саленков http://www.vesti.ee/


Слово редактора

info@exparty.ru