На главную
















Кто придумал сноуборд?

Джек Бёртон Карпентер (Jake Burton Carpenter) олицетворяет собой мир сноуборда с момента зарождения этого вида спорта еще в 70-х годах. Его компания по производству сноубордов, аксессуаров и специального снаряжения, Burton™, является лидером в данном секторе производства с момента своего основания в 1977 в Вермонте.
Сегодня, будучи в возрасте 45 лет и руководя компанией, поставляющей товары для более чем 30 стран и 3000 специализированных магазинов и производств в Вермонте, Австрии и Японии, Джеку все еще удается удовлетворять запросы мира сноубордистов (большинство из которых более чем в два раза моложе его). И хотя все сказанное выше - чистая правда, разговаривая с Джеком, вскоре понимаешь, что не это самое главное.
Джека часто называют "изобретателем сноуборда". Однако, он сразу же поправляет, что он всего лишь один из тех, кто помог этому виду спорта выйти из неизвестности и подняться до сегодняшней суперпопулярности.
Еще будучи ребенком, Джек всегда хотел заниматься серфингом, но у него не было доски для серфинга. Однако у него был снерфер ("Snurfer" - от двух английских слов "Snow" и "Surfer" - что-то вроде монолыжи, популярной в 70-х годах, которую Джек позже преобразовал в современный сноуборд) и он понимал, что это круто, хотя кроме него этого никто больше не понимал.
Его детство было типичным лыжным детством в Новой Англии, и после того как его попросили из местной частной школы, Джек продолжил обучение в Марвелвуде, Корнуол, штат Нью-Йорк. Возможно благодаря тому факту, что школа эта находилась как раз возле горнолыжных склонов, Джеку удалось проскочить 11-й класс и прокататься на лыжах все старшие классы. Подавая документы в Университет Колорадо в Боулдере, он мечтал войти в состав Национальной Сборной по лыжам. Но его мечта разбилась вдребезги, когда он попал в автомобильную аварию по дороге на концерт Grateful Dead и сломал ключицу.
Не поступив и проработав год с лошадьми в Верджинии, Джек подал документы в Нью-Йоркский Университет, чем очень порадовал свою семью. Джек окончил этот университет в 1977 с дипломом по экономике. И хотя вскоре он начал работать в инвестиционной фирме, его не покидала давняя идея модификации снерфера. Он удивлялся, почему до сих пор никто не придумал ничего нового с этой игрушкой, ведь, кроме того, на этом можно заработать. А почему бы ему самому не быть этим кем-то?
И вот Джек бросил все и перебрался в Лондондерри, Вермонт, чтобы открыть Burton Boards. Он нанял двух своих родственников и начал экспериментировать с материалами, ходить в лавку скобяных изделий для вдохновения и посещать выставки товаров с машиной, набитой досками. Родственники постоянно спрашивали его, когда же он наконец закончит свой игрушечный бизнес и займется настоящим делом. Но это лишь укрепляло Джека в мысли осуществить свою идею.
"Когда я взялся за осуществление своей идеи в 1977, я был настроен очень оптимистично, однако, очень быстро я пал духом. Дело просто не шло. В чулане располагался производственный отдел, наверху был товарный склад, в гостиной находился офис, а в соседней комнате - отдел показа готовой продукции," - рассказывает Джек. "Когда звонили люди по бесплатной линии, звонок раздавался в спальне. Мне звонили дети с Западного побережья и будили меня в 2 часа ночи. Я брал трубку: "Ваше имя…адрес…"
Два года спустя Джек уже был в долгах на $100,000, но продолжал экспериментировать с материалами. Он начал подрабатывать барменом по ночам и преподавать теннис на Лонг Айленде летом, чтобы как-то держаться на плаву. Почти окончательно пав духом, он все равно продолжал повторять себе, что этот вид спорта еще станет популярным. Именно в это время он решил переместить свои усилия с продвижения своей компании на сам вид спорта, постараться популяризировать сноуборд на горнолыжных курортах. Продвижение такого подхода - "спорт превыше всего" - стало неотъемлемой частью в создании рынка сноубордов и нашло отражение в ранних рекламных объявлениях Бертона в каталогах, где никогда не упоминалось имя компании, а все внимание было сосредоточено только на сноуборде как виде спорта.
Это стало еще одним поворотным пунктом в истории развития сноуборда, но Джек опять же не приписывает все заслуги себе. "Компания Burton приложила много усилий для того, чтобы внедрить сноуборд на горнолыжных склонах, но это не могло бы осуществиться без местных спортсменов. Мне кажется, главная заслуга в том, что все удалось, принадлежит им, местным лыжникам."
"А потом, когда люди уже начали кататься на сноубордах на курортах, для нас открылась уникальная возможность продвигать этот вид спорта. И когда все это завертелось, я понял, что у сноуборда потрясающее будущее," - говорит Джек.
Вскоре после того как некоторые курорты стали позволять кататься на своих склонах на сноубордах, Джек понял, что он не просто создал рынок, но и что этот рынок растет со сногсшибательной скоростью. Именно на этом этапе он стал активно продвигать свою компанию по производству сноубордов.
"Даже в те первые годы, когда рост был совсем небольшим, как, например, с 300 до 700 досок в 1978 - 1979 годах, я был настроен очень оптимистично и чувствовал, что могу заниматься только этим бизнесом и вполне выживать. А потом пошло: на горнолыжных курортах начался настоящий сноубордический бум!"
И даже сейчас, более двадцати лет контролируя большую часть самого продвинутого зимнего вида спорта, Джек и не думает уходить со сцены. Хотя сейчас он меньше занимается ежедневными операциями, он каждое утро наведывается в производственные отделы в Берлингтоне, штат Вермонт, а кроме того он умудряется находить время на то, чтобы 100 дней в году кататься на склонах. Так что не всегда правы родители и начальники: иногда ваши забавы могут приносить хорошие деньги.

Людмила Коробешко Mountain.RU


Слово редактора

info@exparty.ru