На главную
















Дневник 2-ой экспедиции EXparty

Фотогалерея [последнее обновление: 5 января 19:15 МСК]
Фотогалерея2 [последнее обновление: 8 января 11:00 МСК]
Фотогалерея3 [последнее обновление: 13 января 12:05 МСК]

От Командора экспедиции
Кольский полуостров зимой - это мир рождественских и новогодних открыток. Северные сияния на все лады, полнолуние в Рождественскую ночь при звездно-звездном небе, -  всё, с чем у вас ассоциируется такая открытка - это среда, в которой прожили две недели участники экспедиции. Лунные ночи при обилии снега создают удивительные виды. Ветки деревьев здесь туго утянуты в толстую изморозь так, что напоминают рога северных оленей. Снег искрится и играет в лунном свете, а в полнолуние тени, отбрасываемые деревьями, столь же глубокие и чёткие, как и в южный летний полдень. Бросается в глаза обилие птичьих следов: куропаток здесь предполагали заготавливать промыслово. Редкий, но знающий свое дело люд...
Основные промыслы, приносящие здесь пропитание, а некоторым деревням даже благополучие - это оленеводство, туризм и рыболовство. Мясо северных оленей вывозится в скандинавские страны, где почитается за очень полезный диетический продукт.  Имеется множество лагерей для состоятельных отечественных и зарубежных туристов, в первую очередь рыболовов и охотников. Кировск хорошо известен горнолыжникам. Кроме того, горный пеший, зимний туризм, сплавы на байдарках - все это активно практикуется на Кольском полуострове. Но, сделайте одолжение, приехав сюда по любому из вышеперечисленных поводов, не сочтите за труд зарегистрироваться в местном отряде спасателей. Кстати говоря, кировский отряд хорошо подготовлен для проведения спасательных и поисковых работ. Лучше своих соседей. Это единственное подразделение МЧС, которому сохранили центральное финансирование, в то время как остальные отряды переведены на муниципальное.
Телефон дежурного МЧС г. Кировск:
+7 (815-31) 5-88-95.
Позаботьтесь о связи! Сейчас довольно просто взять в аренду аппараты спутниковой связи. Не рекомендую брать сюда аппараты спутниковой сети Турай: в этих широтах, да и в гораздо более южных, они не работают. Наименьшее количество хлопот и наибольшую стабильность при малости размеров вам предоставит спутниковая сеть Иридиум. После нее - ГлобалСтар. Менее стабильна. Гораздо менее стабильна. Кроме того, у нас постоянно возникали проблемы с передачей данных посредством этой сети. Но качество связи и скорость передачи цифровых данных лучше, нежели у Иридиума. Уверенная, но очень хлопотная и габаритная связь - Инмарсат. Здесь работает, но занимает третью строчку в нашем рейтинге. Еще раз укажу, на ее габаритность.
Экипировка от российской фирмы “Bask” показала себя хорошо. Так что, если вы собираетесь не на горнолыжный курорт, и фасонить вам не перед кем, то обратите внимание на продукцию этих ребят. Кстати, у нас произошел небольшой казус: один из сотрудников экспедиции так уверовал в непродуваемость, непромокаемость и прочие «не» его экипировки, что умудрился совершенно вымокнуть в 30 градусный мороз, полагая, что снегозащитные бахилы не промокнут. Мораль, надо знать тактико-технические характеристики своего обмундирования.
Континентальная часть полуострова - это царство снегоходов и малой населенности. Рассчитывать на поддержку топливом здесь особо не приходится. Имейте это в виду, те, кто собирается пересекать полуостров на технике.
Наиболее стабильно держалась температура 20 - 25 градусов мороза.
В ветер мы попали в первый раз 7 января, на болоте, при ремонте "Хазара". Собственно, сейчас в нем и находимся.

Прослушать подробное интервью с Дмитрием Барановым (MP3, 517Kb)

Текущая информация от научного руководителя экспедиции:

Краснощелье является одним из самых изолированных поселений, котрое является своего рода испытательным полигоном межэтнических взаимоотношений: саамов, коми-ижемцев и русских. Наиболее архаичная культура - саамская, образ которой и у русских и у коми связывается с колдовской практикой. Отсюда и отнощение к ним:  как к мудрым, но опасным людям. В свою очередь коми-ижемцы пользуются репутацией честных, трудолюбивых и очень чистоплотных людей. Русские же занимают промежуточное положение в представлениях местного населения.
Саамы - единственный европейский народ, у которого существовали шаманы (нойды по саамски). Сейчас их уже нет (традиция исчезла), но остались колдуны, к которым обращаются за помощью, но побаиваются. И сейчас саамов боятся обижать и русские и коми-ижемцы.
Очень интересны особенности погребального обряда - они давно христианиизированы, то есть они ставят кресты. Сооружаются так называемые "надгробницы", то есть подбие гроба, ставящиеся на землю сверху. На надгробницу кладут топоры, горшки, косы - то есть керамику и металлические острые предметы. И у саамов, и у русских, и у коми-ижемцев готовят себе смертные одежды с 35 лет. Шьют их себе, специальными движениями, часто на живую нитку, то есть без узелков. Заранее готовят гроб - такая практика достаточно распространена. Готовят его из ели и держат на чердаках. Существует примета: чем раньше приготовишь себе гроб, тем дольше проживешь.
Много историй рассказано о том, как колдуны возвращаются после своей смерти. Возвращаются они либо в облике человека, либо в облике тучи или темного пятна и летают над крышами домов.
Считается, что нельзя ставить памятники, ибо "земля и так тяжела, а если еще и памятник поставить...". Здесь считается, что душа 42 дня находится среди людей, ее поят и кормят - оставляют водку на столе, которую можно выпить только по истечении этого срока.
Традиционная культура сохранилась выборочно. Сохранена вера в колдовство: до сих пор практикуют заговоры, наведение порчи. Боясь сглаза и колдунов определяет и поведение, например: над входом в дом, снаружи, втыкают можжевеловые веточки, иголки, ножи для отведения сглаза.
Любопытно, что в 30-е года, во времена раскулачивания, больше всех пострадали коми-ижемцы, которые были прекрасными оленеводами и русские, а самое активное содействие процессу раскулачивания приписывается саамам. Местное население это объясняет так: и русские, и коми-ижемцы - колонисты, пишельцы на этих землях, а значит для саамов они чужие.
В целом в Краснощелье сложился единый тип культуры для всех жителей:  хозяйственно-культурный тип оленеводов (саамы одни из первых оленевдов в Мире). Похожи и утварь, и инструменты по выделке кожи. Многие саамы говорят на языке коми.
Никто никогда не ходил по маршруту Краснощелье-Варзуга на большой технике, а потому никаких исследований на всем этом маршруте (ни исторических, ни археологических, ни этнографических) не проводилось. Как следствие редкие, подчас удивительные находки.
Одной из таких находок явилась вежа (фото) - традиционное зимнее жилище саамов. Конусообразное из толстых и тонких жердей, утепленное дерном и углубленное в землю где-то на полметра сооружение с открытым очагом. Саамы жили в вежах до начала 20-го века, самые поздние – до Великой Отечественной войны. Найденная же вежа сравнительно свежа – эксплуатировалась примерно до 1986 года. Вероятно, можно говорить о том, что это одна из последних эксплуатируемых веж, которая сохранилась в силу своей удаленности и труднодоступности. Когда-то в этих местах работала геологическая экспедиция, но она давно их покинула и более сюда никто не приходил...

EXparty http://exparty.ru


Слово редактора

info@exparty.ru