На главную
















Drag & Race - история болезни

В далеком будущем историкам придется ломать голову, выясняя: Dragrace и Streetrace — одно и то же или абсолютно разные понятия? И как получилось, что на рубеже ХХ – ХХI веков эпидемия этого непонятно чего охватила весь мир? Рассматриваемое явление зародилось в США. Во второй половине 40-х годов прошлого века там спонтанно возникло новое увлечение - гонки на автомобилях с места по прямой. Сценарий состязания, скорее всего, сложился из особенностей национального характера, умноженных на специфику местного автомобилестроения.

Как звать-величать?
С терминологией беда: одни говорят «drag», другие — «street», третьи — так и этак, вместо «race» добавляя «racing». После консультаций с компетентными лицами и бесконечного изучения вопроса во Всемирной Паутине ничего, кроме «каши», в голове не «сварилось». Попробуем самостоятельно развести понятия Dragrace и Streetrace следующим образом. Первое означает легализованные многоэтапные гонки на классической дистанции «четверть мили» (либо 1/8 или 1/2), проходящие под контролем автоспортивных организаций. Второе — занятие нелегальное (за редким исключением), энтузиасты которого гоняются на относительно тихих городских/пригородных улицах. Разделение весьма условно — «легитимности» у него не больше, чем скромности у ржавого «зубила» с «задранной» кормой, обклеенного стикерами «streetrace-tuning-rally-super-sport».

Корни «заразы»
Рассматриваемое явление со многими названиями зародилось в Соединенных Штатах. Во второй половине 40-х годов прошлого века там спонтанно возникло новое увлечение — гонки на автомобилях с места по прямой. Сценарий состязания, скорее всего, сложился из особенностей национального характера, умноженных на специфику местного автомобилестроения.
Из деталей менталитета нас здесь интересует прежде всего лень: много крутить «баранку» среднестатистического, хоть и азартного американца просто так не заставишь. То ли дело — нажал на педаль газа вовремя, да знай скорости переключай (если, конечно, автомобиль не с АКП), пока разгоняешься по прямой. С другой стороны, все, кто хоть раз ездил на «классике» из Нового Света, знают, что управляемость, мягко говоря, не ее конек. Американскому обывателю подавай комфорт, а на лимузине бесполезно пытаться показать что-либо в духе ралли или «кольца».
Цена топлива в США была в 40-х годах такой, что потребителя мало заботило, сколько бензина пожирает мотор. Потому автопроизводители наперегонки строили технику, оснащенную двигателями с большим литражом, обеспечивающими высокий крутящий момент. А это для «покатушек» на ускорение один из самых главных параметров.
Классическая дистанция «четверть мили» появилась много позже. Вначале (как, впрочем, и сейчас) гонялись на любом удобном отрезке дороги подальше от глаз полицейских. Затем инициативные люди решили как-то упорядочить стихийное занятие и высчитали, что оптимальным для развития хорошей скорости, зрелищности и т.д. является расстояние, равное четвертой части мили.
В 1948 году произошло событие огромной важности: в штате Калифорния открылась первая специальная трасса для Dragrace. Начался стремительный рост популярности этого вида спорта, приведший к тому, что в Америке возникла уникальная культура построения «горячих» автомобилей — «хот родов». Такие монстры, предназначенные исключительно для гонок на четверть мили, заслуживают отдельного рассказа. Постепенно из «дворовых гонок» выросла целая индустрия. Сегодня в Dragrace существует множество классов. Разделение происходит по типу кузова, объему двигателя и даже виду используемого топлива. Зачастую в рамках соревнований (или отдельно) проводятся аналогичные заезды на мотоциклах.
Во многих странах созданы федерации Dragrace, устраивающие регулярные чемпионаты. В прошлом году такая организация появилась и в России.

Так у них
Американские Dragrace — целое событие, собирающее многотысячную аудиторию фанатов. Со зрелищностью здесь все в порядке. Трибуны расположены на всем протяжении трассы. Самые дорогие места, как положено, в зонах старта и финиша. Пока в парках идут последние подготовительные работы с техникой, зрители, выпивая и закусывая, наслаждаются шоу, предваряющим соревновательную часть.
Перед заездами командам дается время на прогрев резины. Это тоже часть «культурной программы» — смотреть, как, разрывая воздух чудовищным ревом, машины полируют асфальт огромными задними колесами. Грохот агрегатов, визг резины, огонь из выхлопных труб, густой белый дым из-под колес — чем не светопреставление!
Затем автомобили выдвигаются к линии старта, где их ожидает светофор — точно такой же, как на дорогах. Красный, желтый, зеленый — поехали! Трибуны, замершие в ожидании, взрываются криками и аплодисментами, но никто не слышит друг друга — гоночные моторы трудятся на все потраченные на их постройку деньги.
Часто результат заезда становится понятен уже на первых десятках метров, поскольку многое зависит от выигранного старта. Болельщики торжествуют и скандируют название команды и имя пилота. Но вот — дружный вздох разочарования: машина потеряла управляемость, взлетела и размазалась по отбойнику в нескольких футах от трибун. После того как ее «соскребли» с асфальта, на старт выходит следующая пара. Так выглядит обычный этап соревнований по дрэгрейсингу, регулярно проводящихся в США и многих странах Европы.

По-нашему
Поздний вечер или ночь. Площадь перед зданием МГУ или один из проспектов в новостройках Петербурга. Редкие машины и еще более редкие прохожие спешат к конечной точке своего маршрута. Вдруг откуда-то накатывает непонятный гул, и в одном месте моментально оказываются десятка полтора-два спортивных автомобилей всех мастей — тут и Porsche, и разудалая «восьмерка» с красными брызговиками, но больше всего спортивных купе и седанов.
Судя по слаженным действиям, все знают, зачем собрались и что нужно делать. Через несколько секунд уже готова первая пара соперников. Невесть откуда взявшийся «стартер» (человек, служащий «светофором») что-то спрашивает у обоих гонщиков, занимает место между автомобилями, поднимает руки вверх и, резко опустив их, одновременно садится на корточки. Это сигнал к старту.
Взревев моторами, машины несутся по улице. Случайный зритель может и не узнать, кто победил, — чаще всего к месту старта «дуэлянты» не возвращаются. Пять-шесть заездов — предел для подобных гонок: затем на сцене появляются власти в лице сотрудников ГИБДД и штрафуют всех, кто попался им в руки.
О таких состязаниях участники обычно договариваются на специальных форумах в Интернете. Забавно почитать, какие страсти кипят там накануне: некоторые в запале ставят на кон крупную сумму или даже свой автомобиль. Еще забавнее проследить, с чего все начиналось. Как правило, сыр-бор разгорается после фразы типа «Порву все “тазики” (“бомбы”, “субары”, “лансеры”) оптом!!!». Наконец, самое смешное — «разбор полетов» на следующий день.
Состоявшийся не так давно «прохват» г-на Злобина (тест-пилота команды Minardi F1) происходил в точном соответствии с этим сценарием: от «Всех порву!» до (после того как самого «порвали») «Обманули! Предали!» и «Я вообще не гонялся!».
У нас такие гонки стали именоваться Streetrace и довольно быстро превратились в повальное увлечение, охватившее крупные российские города (анамнез тот же, что и в Америке). Тут же начались попытки это движение «обуздать, организовать и направить в нужное русло».
На первых порах русло направили в сторону «бескрайних рекламных полей» и стали использовать Streetrace для раскрутки тех или иных объектов. Заезды проводились цивилизованно — под контролем ГАИ, на перекрытых участках городских улиц, с соблюдением мер безопасности и более или менее квалифицированным судейством. Под это дело в стране появилось и специальное оборудование — светофоры, камеры, фотофиниш.

Лояльные и дикие
События, описанные выше, послужили толчком к созданию в 2002 году Российской федерации дрэгрейсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов нового вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья. На нелегальных гонках это, впрочем, никак не отразилось. Причин несколько. Во-первых, всякое официальное соревнование подразумевает массу ограничений для участников. Во-вторых, чтобы мероприятие хоть как-то окупалось, организаторы помимо привлечения спонсоров вынуждены брать стартовые взносы, которые не всем по карману. Наконец, в нелегальных гонках многих привлекает как раз романтика противоборства с властями. Есть тут и доля снобизма: наклейка Streetrace — уже определенный стиль и заявка на причастность к модному течению.
Тем не менее функционеры РФДР полны светлых надежд и уже опубликовали официальный календарь соревнований на 2003 год. Примечательно, что дрэгрейсинг включен в календарь гонок, проводимых под эгидой РФ. Согласно расписанию, с мая по сентябрь во всех крупнейших городах страны пройдут локальные чемпионаты.   Потом,   уже   в  Москве,   впервые в истории будут выявлены чемпионы России по дрэгрейсингу в разных классах.
Начальная стадия
Для участия в соревнованиях по дрэгрейсингу нужно совсем немного — автомобиль и вменяемый водитель. Но если амбиции пилота не ограничиваются просто участием, потребуются время и деньги.
Раз-другой прохватив в гонке, новичок приходит к пониманию: нужно что-то менять в машине и корректировать водительские навыки. Поскольку техника в этой потехе используется самая разная (для нашей страны характерно преобладание обычных серийных автомобилей, специально для гонок пока никто ничего не строит), рецепты «повышения бодрости» различны. Но есть несколько общих моментов.
Привод. При прочих равных условиях у машины с передним приводом нет никаких шансов в соперничестве с «классикой». Объяснение простое: во время старта центр тяжести автомобиля смещается назад — «морда» поднимается, корма опускается. Таким образом, у переднеприводной машины уменьшается прижимная сила на ведущей оси, а у заднеприводной увеличивается. Этим определяется момент начала пробуксовки ведущих колес. Понятно, что в первом случае он наступит раньше. От данного фактора зависит очень многое в гонках, где результаты могут различаться на десятые и сотые доли секунды. Безоговорочное же преимущество имеют машины с полным приводом, что понятно без объяснений.
Двигатель. Подготовительные работы обычны. Поставив коленвал большего размера, увеличиваем объем мотора. Легкие поршни позволят двигателю быстрее набирать обороты. Распредвалы с широкими фазами и высоким подъемом кулачка помогут подавать больше смеси в цилиндр. Система питания переделывается по принципу «больше воздуха и бензина». Выпуск — прямоточная конструкция с правильно рассчитанными формой и диаметром.
Трансмиссия. Только механическая. С «автоматом» можно стать посмешищем среди настоящих «рейсеров». Все числа в КП должны быть «короткими и близкими». Главная пара короче стандартной на несколько десятых, а то и единиц. Ряды КП максимально сближены. При этом коробка подбирается под конкретный мотор, иначе все усилия могут обернуться прахом.
Колеса. Выбор дисков и резины крайне важен. Любопытно, что для подобных гонок совершенно не подходят принципы, к которым мы привыкли. Принято на лето ставить диски побольше и пошире, профиль резины, соответственно, пониже, зимой наоборот — диск меньше, резина уже и выше. В Drag(street)race все иначе. Для летних гонок по сухому асфальту предпочтительны диски небольшого размера и веса, поскольку мотору гораздо легче их раскрутить; при этом резина должна обладать хорошими сцепными свойствами. Зимой же ставят колеса побольше.

Жар усиливается
Вопреки устойчивому мнению, будто для победы в Dragrace особого ума (и умения) не нужно, результаты многих заездов демонстрируют, что опытный пилот даже на относительно простой машине может выиграть у какого-нибудь пижона на суперавтомобиле. Главная ошибка, которую допускают азартные новички, — пробуксовка ведущих колес. Из-за нее теряется драгоценное время на старте, а тем временем соперник летит вперед, чтобы занять ваше место на подиуме.
Существует специальная техника быстрого старта, cуть которой в том, чтобы правильно работать педалями газа и сцепления. Прежде всего пытаемся понять, когда именно включается сцепление. Для этого при заведенном моторе втыкаем первую передачу и медленно отпускаем педаль. В какой-то миг можно ощутить легкую вибрацию — сцепление начинает включаться. Если педаль отпустить еще больше, автомобиль пойдет (или заглохнет). Надо хорошо чувствовать такой момент — это поможет в дальнейшем.
Следующий этап: балансируя педалью на грани включения сцепления, добиваемся едва заметной раскачки автомобиля вперед-назад. Это также пригодится в будущем, поскольку позволяет переносить центр тяжести автомобиля с одной оси на другую. Фокус в том, чтобы, едва уловив начало движения, нажать на педаль сцепления.
Наконец, самое главное. Поднимаем обороты до какого-либо условного значения (скажем, 2500 – 3000 мин-1) и, включив первую передачу, начинаем движение, удерживая обороты на выбранной отметке. Это требует определенной ловкости обращения с педалью газа. Получается? Повышаем «планку» оборотов и проделываем упражнение снова и снова. Таким путем определяем границу, за которой колеса срываются в пробуксовку. Граница неодинакова на разных типах покрытия.
Итак, сформулируем условия «идеального старта». Первое: обороты двигателя соответствуют покрытию и удерживаются на заданном уровне. Второе: правильно выбран свободный ход педали сцепления до момента его включения. Третье: водитель смог стартовать, быстро отпустив педаль сцепления, при этом обороты двигателя не упали ниже изначально установленной планки.
Небольшое дополнение — все перечисленные действия могут существенно отразиться на сроке службы механизма сцепления.

Выдержки из Регламента чемпионата РФ по дрэгрейсингу 2003 года
3.1. Дорожное покрытие на всем протяжении трассы должно иметь одинаковый характер (гоночная трасса и основная зона торможения — только плотный асфальт или бетон; зона экстренного торможения («ловушка») — трава, песок или гравий ровной и плоской структуры).
3.2. Длина зоны соревнований складывается из длин трассы, предстартовой зоны, зоны торможения.
3.2.1. Длина трассы: 1/2; 1/4 или 1/8 мили (804,5; 402,3 или 201,1 метра соответственно).
3.2.2. Длина предстартовой зоны: не менее 9,1 метра.
3.2.3. Рекомендованная длина зоны торможения: трасса 1/2 мили — 500 метров, 1/4 мили — 400 метров, 1/8 мили — 300 метров.
3.3. Минимальная ширина трассы: 12 метров.
3.4. Гоночное полотно должно быть чистым, не иметь повреждений. Неровные стыки запрещены.
3.5. Максимальный подъем/спуск трассы — 1%.
3.6. Максимальный поперечный уклон по боковым дорожкам от осевой линии — 2%.
3.8. Допустимые отклонения: максимум ±6 мм на каждые 10 метров трассы и основной зоны торможения.
3.9. Границы трассы и осевая линия, линии старта и финиша должны быть помечены белой или желтой полосой шириной минимум сто миллиметров.
3.10. Наличие зоны возврата водителей к старту и закрытому парку обязательно. В конце зоны торможения радиус поворота на дорогу возврата должен быть достаточным для разворота самых длинных автомобилей. Ширина дороги не менее 3 метров.
5.2. При регистрации (на административной проверке) водитель обязан предъявить документы:
— действующее водительское удостоверение соответствующей категории;
— медицинскую справку Ф. 026/А;
— действующий страховой полис, подтверждающий страхование жизни водителя — участника соревнований — или его страхование от травм и несчастных случаев;
— подписанную регистрационную карту с отказом от претензий к организатору, не несущему ответственность, если участник стал виновником происшествия.
Водителям и персоналу рекомендуется иметь при себе также страховой полис для лечения в обычном медицинском учреждении. Всем спортсменам рекомендуется страхование жизни.
5.3. В каждом этапе на одном автомобиле может участвовать только один водитель. Один водитель не может в одном классе в одном соревновании участвовать более чем в одном автомобиле.
5.4. Один водитель может участвовать в двух классах на одном соревновании по усмотрению организатора.
6.1. В официальных соревнованиях по дрэгрейсингу могут участвовать автомобили, соответствующие Техническим требованиям РАФ и/или FIA в следующих классах (по КиТТ категории А, Б, В):
6.1.1. SL — «Уличный легкий» (Street Light). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль любого производства. Объем двигателя — до 1600 см3 включительно (сюда же входят серийные легковые автомобили ГАЗ, АЗЛК, ИЖ с объемом двигателя до 2000 см3).
6.1.2. FS A — «Уличный быстрый А» (Fast Street A). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль импортного производства. Объем двигателя — 1600 – 2000 (не включая) см3.
6.1.3. FS B — «Уличный быстрый B» (Fast Street B). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль импортного производства. Объем двигателя — 2000 – 2500 (не включая) см3.
6.1.4. FS С — «Уличный быстрый C» (Fast Street C). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль импортного производства. Объем двигателя — 2500 – 3000 (включительно) кубических сантиметров.
6.1.5. US — «Уличный неограниченный» (Unlimited Street). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль импортного производства. Объем двигателя — свыше 3000 см3.
6.2.1. Дополнительные поправочные коэффициенты к объему двигателя: наддув — 1,6; роторный двигатель — 1,8.
6.2.2. Критерием для оценки объема двигателя (без учета доработок) является расшифровка VIN-кода автомобиля и других стандартных указателей.
9.5. Итоговые места каждого водителя в чемпионате России определяются по сумме набранных на этапах очков:
— при одном или двух проведенных этапах — общее число очков;
— при трех проведенных этапах — общее число очков минус худший результат;
— при четырех и более проведенных этапах — общее число очков минус два худших результата.
За худшие принимаются также нулевые результаты, полученные водителем, если он не участвовал в этапе или не получил зачетных очков.
9.6. Чемпионами России объявляются водители, занявшие 1-е место в классах SL, FSA, FSB, FSC, US. В классах SL, FSA, FSB, FSC награждаются медалями только водители, занявшие 1-е место. В классе US награждаются медалями водители, занявшие 1, 2 и 3-и места.

Пятое колесо http://5koleso.ru
Drag & Race - история болезни Drag & Race - история болезни Drag & Race - история болезни Drag & Race - история болезни Drag & Race - история болезни Drag & Race - история болезни


Слово редактора

info@exparty.ru