На главную
















В пещерах Чатыр-Дага

- Кто такая эта Эминэ?
- Девушка из легенды.
- А к пещере какое имеет отношение?
- В пещеру бросили ее возлюбленного. А она сама бросилась туда вслед за ним.
- И там они воссоединились и живут по сей день в любви и согласии? Так всегда бывает в легендах.
- Там, в пещере, есть две рядышком стоящие известковые фигуры, напоминающие мужчину и женщину. Они называются хозяин и хозяйка. Про них говорят, что это и есть Эминэ и ее возлюбленный. Рядом с ними еще третья фигурка подрастает - поменьше...

На входе нам выдали теплую одежду, чтобы мы не замерзли в пещере. Температура - около пяти градусов тепла и зимой и летом. Предупредили: "не отставать и вперед не забегать", и повели внутрь горы.
- Ну и какое первое впечатление?
В ответ на этот вопрос Инна делает большие глаза, показывая, что нет слов, чтобы это передать. Нечто совершенно немыслимое.
Вход прорублен в скале, и от него вниз ведут ступеньки с перилами. Пещера благоустроена, оснащена лесенками, которые изгибаются, бегут вверх и вниз, следуя формам пещерного рельефа. Естественный вход в пещеру - "просто дырка в земле". Изнутри он выглядит светлым отверстием в своде пещеры, куда заглядывает кусочек земного мира. Мир подземный скрывался во мраке до тех пор, пока в него не вторглась цивилизация. Множество ярких лампочек установлено по всему протяжению карстовых полостей.
- Как подсвеченные дома на городских проспектах.
Сами лампочки спрятаны, а только их лучи охватывают формы рельефа, выделяя их и создавая игру светотени. Есть одна проблема в связи с этим искусственным освещением. Это микроскопические водоросли, которым достаточно малейшего луча, чтобы жить и множиться. Они постепенно заселяют поверхность хрупких известковых скульптур. Мер борьбы с ними не существует. В пещерах все настолько хрупкое, тонкое, ранимое, что даже неловкого прикосновения иногда достаточно, чтобы разрушить в один миг сказочную красоту, которую искусница-природа создавала веками. Вот такой ежик из полупрозрачных тончайших кристаллов может разрушиться от простого дуновения. "Ежика" я рассматриваю на календарике, который среди прочих Инна привезла из Крыма как трофей. Заниматься фотосъемкой со штатива в пещере Эминэ-Баир-Хосар местная администрация запретила, поэтому свои фотографии у Инны не очень получились. Она пробовала снимать с ручной выдержкой, прислонив фотоаппарат к перилам лестницы. Видно, фотоаппарат все же немного дрожал, поскольку кадры получились слегка смазанные. Однако можно разглядеть и светлое отверстие естественного входа, и скелет мамонтенка, что лежит недалеко от входа, распластавшись на боку. Скелет собран из отдельных косточек, найденных среди прочих внутри пещеры. Он почти целый, не хватает только головы. Куда делась голова, так и осталось загадкой. Кто-то выдвинул шутливое предположение, что мамонтенок, падая с горы, "тормозил ушами". Кости принадлежат животным, которые по неосторожности падали в отверстие входа и никак уже не могли выбраться наружу. Здесь в одном из залов есть даже мини-музей со стеллажами, где выставлены все эти древние косточки.
- А еще я там видела желтую яшму!
Инна немного интересуется минералами, и желтая яшма для нее - любопытный редкий экземпляр.
- А яшма тоже из этой пещеры?
- Наверное. Раз ее выставили здесь, значит, она тоже местная.
Еще у входа экскурсовод пересчитала всех участников и все фотоаппараты и видеокамеры, поскольку за удовольствие поснимать под землей взимается отдельная плата. Сразу же расписала, кому на что надеяться: "мыльницей" наверняка ничего не получится, цифровым фотоаппаратом можно кое-чего добиться, и дала несколько рекомендаций каждому, в зависимости от модели фототехники. Вспышка "бьет" не далее, чем на пять метров. Снимать панораму со вспышкой нечего даже и думать. Только отдельные близко расположенные скульптуры. В пещере из-за переплетения теней теряется чувство расстояния. Определить на глаз масштабы и удаленность отдельных деталей рельефа очень трудно. Это еще более затрудняет фотосъемку.
Пещера Эминэ-Баир-Хосар - вертикального типа. Камеры-залы в ней расположены один над другим. И далеко не все камеры еще открыты и изучены.
- Брошенный камушек попал в какую-то щелочку, провалился и почти сразу послышался отчетливый "бульк". Оказалось, что там, внизу - подземное озеро.
Подземные озера, как тоненьким ледком, покрыты твердой кальциевой корочкой. Эти пленки, как и натеки в пещерах, нарастают очень медленно. А когда вода уходит, пленочка проламывается. Остается лишь узенькая кромочка, припаянная у берегов. По количеству этих кромочек можно проследить историю озера-сколько раз менялась его наполненность. А была даже такая диковинка, как озеро с двойным дном. Образовалось оно так: озеро долго-долго зарастало солями кальция, покрылось толстой кальциевой коркой. А потом откуда-то сверху еще пришла вода и покрыла второй раз "замурованное" озеро. Сейчас, правда, в этом озере уже нет воды, только по остаткам "берегового припая" видно его двухслойное прошлое.
Вот это вертикальное панно на одной из стен называется "Висячие сады Семирамиды". Экскурсовод, пользуясь красным лазерным фонариком, указывает на панно различные детали и фигурки. Здесь все на что-нибудь похоже и имеет свои названия.
- Вот это Обезьянка. Это Чертик. Это черное и мрачное зовется Смерть.
Естественно, у каждого зрителя возникают и свои ассоциации при виде чудных затейливых фигур. Вот этот столб, например, похож на очень старый жилистый гриб. А для сладкоежек здесь есть тортик размером в человеческий рост.
- Нам удалось даже услышать, как звучит пещерный орган.
- А это еще что такое?
- Это большое многоярусное сооружение, состоящее из множества полых трубочек. Каждая трубочка, если легонько по ней чем-нибудь ударить, издает свой неповторимый гулкий звук.
- Вот это да! Пещерная музыка!
Стены разноцветные за счет присутствия различных солей. Там, где изобилуют соли железа, - красновато-рыжие потеки. Соли кальция - белесые с голубизной.
- Когда мы проходили через тоннель в очередной зал, нам предложили выключить свет. Чтобы мы могли себя почувствовать, "как на самом деле".
- Ну и как?
- Да никак. Сыро, холодно и темно.
Наверху, на плато, растет старый дуб. Его корни, проникнув внутрь пещеры, свисают, как густая черная борода.
- Из Эминэ нас повезли на автобусе в Мраморную пещеру. Это здесь же, на Чатыр-Даге, только чуть западнее и немного ниже.
Это тот же автобус, что вез нас на Чатыр-Даг из Балаклавы. Мимо Сапун-горы, что в переводе означает гора Мыльная; мимо пещерного города Инкермана, что значит Удобный Мыс; через Бильбекскую долину - долину реки Бильбек; мимо Бахчисарая. В Бахчисарае процветает маслоэфирное производство. Поэтому все окрестные земли засажены лавандой, розами и прочими пахучими травами. В долине Альминской - в переводе означает "яблоко" - издавна выращивались яблоневые сады. Здесь сохранились участки очень старых садов, которые здесь называются чаир. Ветви приземистых старых деревьев ломятся от некрупных полудиких яблочек. А когда уже въезжали на сам Чатыр-Даг, очень хорошо была заметна смена ярусов леса.
На Чатыр-Даге множество карстовых пещер, шахт и колодцев. Из них благоустроены и открыты для туристов только две - Эминэ-Баир-Хосар и Мраморная. Остальные - Эминэ-Баир-Коба, Тысячеголовая, Холодная и др. - это пещеры "дикие", они доступны только спелеологам, оснащенным специальным снаряжением.
Мраморная пещера - пещера горизонтального типа. Залы расположены на одном уровне. Вход ее находится на высоте 920 м над уровнем моря. Она состоит из трех частей - Главной галереи, Нижней и бокового "Тигрового хода".
- А как она воспринимается по сравнению с Эминэ-Баир?
- В Эмине как-то все компактней, уютней, а здесь все огромное - галереи, залы, натечные скульптуры. Глаза разбегаются на сто восемьдесят градусов. Названия очень поэтичны: "Зал Жемчужных озер", "Галерея Сказок", "Царь-колокол", "Минарет". У каждой скульптуры свое имя - "Пизанская башня", "Посох", "Кобра". Скульптурная композиция "Поцелуйчик" состоит из тонкого раздвоенного сталактита и устремленного к нему конусообразного сталагмита. Когда-нибудь они дотянутся друг до друга и сольются.
- Жемчужные озера по весне наполняются водой. "Жемчужные" - не просто красивое название. В воде действительно образуется некое подобие жемчужин. Конечно, они не имеют ничего общего с настоящим жемчугом.
Галереи натеками разделены на отдельные залы. Вода, сочившаяся веками из щелей, несла с собой растворенные соли, лепила соляные "сосульки" - сталактиты. В некоторых местах это сплошные вертикальные столбы и решетки. На кончиках сталактитов поблескивают капельки воды - это пещерная капель. А зимой это скульптурное великолепие украшается еще и ледяными, прозрачными сталактитами и сталагмитами.
- В Мраморной пещере течет подземная река. Она - как кровеносный сосуд в скале. Она обнажилась в нескольких местах после последнего землетрясения.
- А почему скульптуры в пещере не обрушились во время землетрясения? Они ведь очень хрупкие?
- Потому что известняк - мягкая и пластичная порода. Она гасит колебания. Рассказывают, что спелеологи, находясь внутри пещеры, даже не ощутили подземных толчков. В Мраморной пещере за отдельную плату можно посетить неокультуренные "дикие" галереи. С фонариком и инструктором. Инна спросила ради любопытства у экскурсовода:
- А что там есть интересного?
И ей ответили:
- А вот пойдете, тогда узнаете.

Ольга Баранова, Ирина Лукашонок http://www.tio.by


Слово редактора

info@exparty.ru