На главную

Алтайская сказка - 2

29.04. День первый. Вхождение (пролог).
Около 6.00 мы продираем глазки в микроавтобусе, который вез нас из Бийска и вываливаемся на просторы Горного Алтая. На горизонте появляется фигура, кажущаяся знакомой. Точно, это Максим. А значит все идет по плану. Наша команда - Максим, Надя, Людмила и я, отправляемся "на курорт". Вторая команда - на штурм перевала. Вещи наши автобус довозит до охотничьего домика - в последний раз пользуемся благами цивилизации. А мы налегке идем вперед - слегка в горку.
Мама дорогая, дыхалки не хватает, солнце начинает припекать, телу жарко и противно, ноги не слушаются. Мысли вроде "А ведь еще и рюкзак… И горы еще не начинались…". Основная же мысль "На фига?". Страсть как страшно. Наконец мы подходим к охотничьему домику, попрощавшись по дороге с нашим дружком на колесах. Первое умывание в горной реке. Почувствуйте приятную прохладу воды, от которой сводит руки после первой же минуты купания. Первая пилка бревна. Процесс кажется бесконечным. Ручки мои такие тоненькие и хрупкие, а бревно такое толстое и крепкое.
Первый завтрак на костре. И - в путь. Так я и думала, рюкзак нести совершенно невозможно. К тому же он косой - сваливается в одну сторону и правое плечо устает бороться с лямкой. Солнце уже просто палит - это немилосердно. Пот ручьями струится по всему телу. Не хочется ничего, даже пить. Так мы идем 15км. Хорошо, что километраж мы узнали позже. Думаю, если бы нам сказали о расстоянии в начале пути, было бы гораздо тяжелее идти. Первая ночевка - у моста через Чую. Вода в Чуе мутная из-за большого количества глины.
После долгого жаркого дня мы радуемся воде, а глина - так это же полезно - на халяву еще и процедуры целебные. Купаемся с наслаждением. После обустройства лагеря и заготовки дров убираем территорию. В этом месте часто останавливаются туристы и территория достаточно загажена. Копать нечем, но мы находим оставшуюся незаполненной яму, подготовленную нашими предшественниками, заполняем ее и заваливаем дерном.
Теперь можно и расслабиться. Разговор у костра, в этот день нас интересовали почему-то проблемы отношений полов в разные времена и у разных народов. Разговор продолжается в палатке, где мы слушаем шум воды и ветра, и как падают иголки с деревьев. Через два часа дружно просыпаемся - слишком часто и громко падают иголки. Оказывается, это дождь. Выясняется, что палатка протекает. Максим вспоминает, что плохо натянул тент. Что ж, ошибки нужно исправлять, хоть и мало приятного голышом выскакивать под ледяные струи дождя. Засыпаем с мыслью о том, что завтра идти под дождем не хочется и в надежде, что все как-нибудь устроится.
И устроилось. Испытания Алтай нам давал не сложные, как бы шутя с нами и играя. И на этот раз, проверив готовность, утром порадовал нас ярким солнышком, к которому ветерку подбавил, чтобы не так утомительно было карабкаться в горку.

30.04. День второй. Восхождение.
Ветерок был на самом деле очень нужен, потому что этот день был тоже не из легких. Если вчера мы шли в основном по равнине, то сегодня нам предстояло покорить первые высоты. Сразу от моста начинался подъем. Мы идем глядя под ноги, иногда бросая взгляд вверх "Скоро ли конец?". Подъем все тянется и кажется бесконечным. Основная мысль все та же "На фига?". Красотами Алтая, окружающими нас, мы любовались, когда возвращались. Максим сильно смеялся, что в красивейшем месте на высоком берегу р.Мажой, где было место нашей стоянки на обратном пути, он нас застал отвалившимися и почти спящими. Мы погружены в свои страхи, не до любования.
Испытанием и красотой этого дня для нас стала переправа через бурлящий нисходящий водный поток, небольшую реку Карасу. Водный поток проложил себе русло в утрамбованном снегу - почти льду, и с большой скоростью вода устремилась вниз. Расстояние между берегами потока было местами не очень и велико, но тонкие края грозили обломиться.
Максим перепрыгнул на другой берег, срубил дерево и перепилив его пополам, устроил очень удобную переправу с перилами. Рюкзаки наши быстренько перекочевали на другой берег на плечах нашего командира. Нам оставалось просто перенести свои задницы - чего проще. Эта переправа, на мой взгляд, стала ключевым моментом, с которого наше доверие к Максиму стало полным.
Он не раз будет еще удивлять нас своей мужественностью и зрелостью, кажущейся странной в этом мальчишке, который годится нам в сыновья, но относимся к которому мы с уважением, достойным отца. Наша вторая стоянка - на слиянии рек Мажой и Каракабак. Конец дня был хорош. После ужина мы опять были у костра, но говорить уже не хотелось. Приятное расслабление. Красивый закат. Солнце садится за горами, окрашивая снежные вершины. Мне захотелось как-то выразить пережитое, взяла дневник и тут же была назначена на должность летописца. В знак высокого расположения получила свечу, при свете которой и был начат этот дневник похода. Выходила ночью из палатки - небо звездное, а над вершиной горы, что впереди, чисто и только одна звезда. Как на картинке!

01.05. День третий. Преодоление.
Сегодня мы отправляемся налегке к леднику Каракабак. В руках - альпенштоки, в ногах - пружинки, уже просятся в дорогу, в глазах - радость новых открытий (главное - без рюкзака!). Тропинка идет вверх по склону горы через брусничные поляны. Темп хороший - Максим скидок не делает, но мы успеваем схватить по ягодке-другой. Наконец привал - отъедаемся. Кругом много поваленных деревьев с корнями причудливых форм. Внизу - озера зеленоватой голубизны, а впереди - наши новые испытания. Камни. Как определить ощущение, когда сердце ухает вниз (в пятки наверное), когда огромный камень под твоей ногой вдруг теряет устойчивость и переворачивается на другой бок.
Но проходит какое-то время, и камушки становятся родными, сами показывают тебе дорогу. Мы вместе. Совсем другое дело - осыпи. Земля уходит из-под ног, скользишь - только не думать, что над тобой может оказаться камень побольше. Дальше - лед. Сначала - по глади озера, потом вверх - к леднику. Третья точка опоры - альпеншток, как хорошо, что ты с нами, дружок. И опять камни, но теперь все вверх и вверх.
Отрезок пути пройден немалый. Пружинки в ногах изрядно потрудились и ослабли. Ощущение, что ноги вообще отдельно от тела. Максим нас не поджидает, далеко впереди мелькает его силуэт. Деваться некуда - только вперед. Так мы взбирались на высоту около 3000 м . На последнем вздохе: "Максим, это финиш?". Ответом было "да".
И это был финиш или полный улет. И красота. И комок в горле. Мыслей уже нет. И за все твои труды - награда - катание с горы. Удивительное состояние после катания с горок - какой-то дикий первобытный восторг. Обратный путь мы прошли на одном дыхании. Как приятно было вернуться в лагерь к милой Наде с ее бесподобным гороховым супом. Мы принесли ей немного брусники в знак благодарности за то, что ждала и хранила наш очаг. Она нам рассказывала про секреты кулинарии, например, про то, что суп нужно мешать обязательно по часовой стрелке. Мы ничуть не сомневались, потому как кормить нас она умудрялась, имея скромные запасы продовольствия, до отвала.
02.05. День четвертый. Расслабление.
Переход на следующее место стоянки - по реке Мажой, был несложным. Из новых переживаний - по камушкам, но с рюкзачком. Еще вчера казалось, что это невозможно. Дальше - по грязевому озеру, потом - лед, но это уже пройденный этап. По разику шмякнулись - тоже тренировка. Погода начала меняться. Ветер, снег. Но мы были почти на месте. К тому моменту лагерь разбить, дров напилить особого времени и труда уже не требовало. Разделались быстро. Надя совершила ритуал приветствия хозяина нашего места. И мы скрылись в палатке от непогоды. Это был вечер ностальгический. Преимущественно по еде. Жутко захотелось колбасы. Надя и здесь проявила чудеса кухни: достала горчицу, намазала ею хлебцы - кушайте, мои дорогие, вот вам колбаса, да жирненькая какая. Были и пирожные - овсяное печенье с маслом, орешками и изюмом. Огурчики соленые (типа "лист брусничный в маринаде") к сожалению поспели попозже. Закусон кстати - мировой.
03.05. День пятый. Пробуждение.
Вчерашний снег как и дождь в первую ночь - просто попугал нас немножко. День выдался солнечный и ветреный. Засыпанную накануне снегом палатку и вещи удалось достаточно быстро просушить. В этот день решено было, что я остаюсь в лагере на дежурстве, а Максим с Людмилой и Надеждой отправляются к леднику Мажой. Провожу порученную ревизию остатков продуктов. Хлеба, печенья, сладкого достаточно. Напряг с крупой и супами - нужно растягивать, понемножку должно хватить. В случае, если не подойдет вторая команда. Отсюда пошла присказка: "Питались мы скудно". Дальше - натаскать дровишек, нагреть воды, искупаться - блаженство. Немножко погулять, пару фото, и вдруг я понимаю, что на Алтае, в горах и все просто классно и замечательно. И так смешно было бояться. Чего? Как цитировала Шакти, член второй команды: "Почему ты думаешь, что жизнь подстраивает тебе каверзы?". Может быть, об этом говорил ворон, который прилетал сегодня два раза: до ухода ребят и после их прихода. Вечером сидим с Максимом у костра, девушки - в палатке отдыхают. Больше молчим. Запись из дневника: "День - просто подарок".

04.05. День шестой. Испытание.
Сегодня мы с Максом идем на перевал Анны. Надеемся встретить вторую команду. Идем сначала до ледника - мощь и сила впечатляют. Дальше - вверх: по камушкам, осыпям, снежку. По снежку - отдельная песня, так надоело выкарабкиваться из сугробов, в которые периодически ныряешь. Решаю скоротать дорогу и иду не по следам Макса. Добираюсь до скалы, она такая невысокая - сейчас я заберусь. Не тут то было. Выступы засыпаны снегом, ботинки уже так хорошо не держат, как на сухих камнях - скользят. Обваливаются куски скалы. В какой-то момент я понимаю, что вверх уже некуда, а вниз невозможно. Стоп. Никто не поможет тебе в этой ситуации, куда сам себя загнал. Думай и действуй. Собралась с духом и с телом, немножко спустилась вниз и увидела путь наверх. Выползла.
Ног не чуя под собою после пережитого, первый раз прошу Макса сделать привал. Говорит: "наверху". Приказ командира - закон. Карабкаюсь, все больше на четырех точках, камни мелкие, осыпаются. Три шага вперед, откат на два назад. Макса не вижу. Останавливаюсь на очередной площадке. Он в самом низу. Каково? Хорошо, что далеко. Пока вниз сползла, злость прошла. Прямо перед нами перевал Анны, слева - ледники. Сказать красиво - ничего не сказать. Максим говорит, что перевал навряд ли проходим, значит, сегодня мы ребят не встретим. Впереди - ожидание.

05.05. День седьмой. Ожидание.
Уже ночью - тревога. Ощущение зажатости между скал. Это, оказывается, собратья со всех сторон стиснули так, что даже бочком выбраться между их телами невозможно. Приходится пускать в ход тяжелую технику - бедром их, бедром. После завтрака идем к Алениным озерам. По карте они находятся в километре от нас, но это же в проекции. А у нас путь наверх. Усталость последних дней дает о себе знать, и солнышко светит так заманчиво. Зачем нам эти озера? Возвращаемся в лагерь. Расслабуха.
И наконец - вот она - долгожданная встреча на Мажое. Пришли ребята. Смешанное чувство радости и потери. Радости конечно же больше - все живы-здоровы, бодры и веселы.. Потери оттого, что в наш тихий уютный почти домашний мирок вторглись чужаки. Они совсем другие, такие жесткие и громкие, деловые. Они изучают и примеряют "кошки", вяжут узлы, планируя завтрашний выход. Мы чувствуем себя немного потерянными, похоже даже Максим, который с таким нетерпением ожидал встречи с мужчинами.

06.05. День восьмой. И опять ожидание и немножко прощания.
Команда Рахашана уходит на перевал. Целый день небо затянуто, солнышко виднеется едва-едва. Каждый занимается своими делами. Макс на прогулке - нашел рога. Классные. Надя, обретя целую массу продуктов после нашего скудного рациона, трудится у костра. Есть уже и первое, и второе, и третье. Людмила помогает. Я прощаюсь с Алтаем. Крутится строчка: "Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены". До чего близка стала здесь эта песня. От комка в горле не избавиться никак. Заканчивается Алтайская сказка. Спасибо тебе, Алтай, за подаренную радость.
Наконец прибегает Максим. Он залезал на горку в ожидании второй группы - идут. Тут же рождаются слова гимна покорителям перевала, который мы с удовольствием исполняем для вернувшихся ребят. Им не до веселья - но о том будет их рассказ. Вчера Тамара назвала нас тылом. Действительно, сидим, готовим еду и ждем. Но ждать - тоже непросто.

07.05. День девятый. Любование.
Утром - снегопад, да такой сильный. Не совсем кстати - собираемся в обратный путь. Однако снег в дорогу - хорошая примета. И заснеженные кедры хороши, помахали нам вслед. Впрочем погода меняется как женское настроение. Тут же выглядывает яркое солнце. Облачность необыкновенная, такого неба ярко-синего мы здесь еще не видели. Похоже Алтай напоследок решил продемонстрировать нам все свои красоты в разных видах. Кто-то помнится говорил, что у Алтая - женское начало. Тогда понятно.
Шагается легко, тяжесть рюкзака не ощущается, как будто его и нет вовсе. Проходим старый маршрут, открывая для себя красоты, не замеченные прежде. Все предстает в новом свете. Место стоянки - просто сказка. В такой полноводной реке нам до сих пор не приходилось купаться. Едва успеваем обсохнуть на солнышке, как погода опять меняется. Сильный ветер, снег. И опять - тихо. На небе - одновременно яркий месяц и солнце. Рахашан нам на моделях показывает, что это возможно. Ночью луна очень яркая, как фонарь. Я даже решаюсь ее сфотографировать. Ночь бесподобная.

08.05. День десятый. Последний прижим.
Поутру Рахашан с Алишером отправляются заказать баню, мы подгребаем попозже. Уже стало традиционным: стоит нам подойти к последней точке маршрута, как начинается дождь. Разбиваем две палатки: одну - для рюкзаков, во второй готовим обед на газовой горелке. Для нашей команды - это экзотика. Никакой тебе пилки, колки дров - держи себе котелок и держи. Остатки спирта, веселые истории про - палатка дрожит не от порывов ветра, от нашего смеха.
А дальше - баня. Это отдельный рассказ, здесь невозможно описать все буйства этого действа. Но, пожалуй, мы слишком расслабились. Обратный путь оказался вовсе не так уж прост, как представлялось. Пригодились все четыре конечности и пятая точка в придачу. К дороге вышли ровно в 22.00, как и было условлено. Автобусика нашего на месте не оказалось, но мы даже как следует не успели замерзнуть, как доблестные командиры его откуда-то притаранили.
До свидания, Алтай!
Хочется повторить фразу, что на бальзаме, который мы купили в аэропорту: "Гармония природы Алтайских гор наполнит вас силой и здоровьем". И еще чем-то, чему нет слов.