Психология экстрима
Герой "Обыкновенного чуда" министр-администратор рассуждал разумно: "Когда купец плывет на утлом суденышке через бурное море, контрабандист ползет по жердочке над пропастью - солидно, достойно: люди деньги зарабатывают". Однако ежедневно тысячи людей отправляются в одиночные плавания, спускаются на невероятные глубины, покоряют неприступные горы, летают на парапланах... Словом, рискуют жизнью безо всякой выгоды. Более того - платят за это серьезные деньги. Что же заставляет нас заполнять свой досуг столь опасными приключениями?
Как правило, экстремальные виды спорта связаны с проникновением человека в сферы, недоступные ему по определению: мы биологически не приспособлены для полетов, пребывания на глубине, ледолазания и т.п. В подобных условиях наш организм испытывает мощный стресс, переживает витальную угрозу и, вместе с тем, упоительное чувство овладения миром, преодоления собственной природы. Происходит своего рода компенсирование - замещение чувства собственной слабости и уязвимости чувством превосходства. Опыт преодоления чрезвычайно полезен: сняв акваланг (парашют, лыжи), человек выходит в жизнь победителем. Появляется возможность подняться над случайностью или пассивностью своего существования. Опять же, девушкам нравится, и друзья считают за честь жать вашу мужественную руку. Если все так и происходит - наши поздравления. Вы нашли для себя замечательную возможность развития и улучшения качества жизни. Жизнь не улучшается? Тогда стоит задуматься о том, что стоит за вашим стремлением "идти в горы". Часто бывает, что горы (моря, облака) оказываются совершенно не при чем.
Долгое время рисковать жизнью в нашей стране можно было только на благо Родины и в рамках содействия армии и флоту. В 60 - 70 годы альпинизм и горнолыжный спорт становятся не только необыкновенно популярными - они становятся феноменом культуры. Вся интеллектуальная элита устремляется в горы. Кончается "оттепель", нет войны, наладилась жизнь. Вдруг оказывается, что сложнее не проголосовать на партсобрании, нежели покорить пик Коммунизма. Интересно, что в это же время появляются лучшие детективные сериалы. Подобно Штирлицу в тылу врага, человек той эпохи очень хорошо знает правила игры, продвигается по службе, пожимает руки многочисленным мучителям физиков и пасторов. Обыденная жизнь становится слишком затхлой.
Человек убегал в горы за свободой от интриг, лжи, доносов, в отчаянном стремлении почувствовать себя настоящим, самому распоряжаться своей жизнью. Происходило своеобразное замещение - подмена одной опасности другой. Бороться с системой было невозможно, и человек боролся со стихией. Было ли это хорошо? Может быть. Возможно, для многих это было единственным выходом. Правда, создание иллюзий, пусть даже таких красивых, не решает проблему. Ведь необходимо было возвращаться... Люди, чувствующие себя ТАМ богами, вновь становились младшими научными сотрудниками.
Сегодня у человека значительно больше возможностей реализовать себя. Казалось бы, жизнь стала во многом труднее и опаснее. Человек каждый день сталкивается с проблемой выживания, причем речь идет как о госслужащем, ожидающим зарплату за июль, так и о крупном бизнесмене, который не знает, кого ему больше бояться: легитимных или нелегитимных структур. Зачем же нужна дополнительная опасность? Дополнительный стресс?
В момент угрозы у человека происходит мобилизация всех сил организма. В особом режиме работают сердце, печень, почки, желудочно-кишечный тракт. Кровь приливает в мышцы рук и ног, дыхание становится прерывистым. В небольших дозах стресс полезен, более того - может быть приятен. Существует соблазн никогда не выходить из запоя этим феерическим коктейлем из страха, любопытства, удовольствия и ощущения собственного могущества. Сегодня психологи много говорят о своеобразной адреналиновой наркомании. В этом состоянии человек может жить только на пределе, он фактически питается ситуациями, провоцирующими выброс адреналина. Причем, как и при любой зависимости, ему требуется все большая доза риска. Человек забирается все выше, погружается все глубже, едет все быстрее. Более того, он и в обычной жизни бессознательно ищет риск и опасность, провоцирует критические ситуации. Преодоление смерти перестает быть жизнеутверждающим. Смерть завораживает.
У вас не все ладится в жизни, на работе, в семье. Вы вдавливаете педаль газа в пол, и вдруг неприятные воспоминания, тревожащие мысли исчезают. Вам знакомы такое? В критической ситуации внимание резко сужается, заостряется на опасности. Можно сказать, что человек перестает принадлежать себе. Он движим единственным стремлением - устранить угрозу, выжить. Психологи называют это эффектом туннельного восприятия. Естественно, что ведя машину на большой скорости или погружаясь под лед, человек перестает думать о дураке-началькике, грозящем банкротстве и прочих мелочах. В разумных дозах подобный способ отвлечься от проблем может быть полезен - человек дает возможность организму перестроится на другое переживание. Иногда временное отстранение от проблем позволяет в будущем решить их более продуктивно. Вот только не стоит часто прибегать к этому способу. Останетесь без семьи и без работы. Если выживите.
Экстремальные развлечения, как правило, достаточно дороги. И престижны. Кроме того, занимаясь экстремальными видами спорта, можно найти не только престижные знакомства, но и действительно хороших друзей. Перед лицом опасности людям приятно быть вместе. Ну что за удовольствие одному прыгнуть с парашютом? Хорошо приехать вместе с другими парашютистами. Они поддержат перед стартом, не будут смеяться над страхами и неудачами, со вниманием выслушают в двадцатый раз ваше: "И тут я дернул кольцо". Замечали, что после погружений, спусков и прыжков, костер, у которого вы сидите, горит ярче, девушки кажутся красивее, друзья преданнее и даже водка вкуснее? Ничего удивительного: ведь вы празднуете победу над смертью. В этом состоянии у человека обостряются все чувства и ощущения. Конечно, вы нежно любите людей, разделяющих с вами эти моменты. Главное, чтобы вам вдруг не стали казаться пресными ваши отношения с людьми вне контекста экстремальной ситуации. В конце концов, жизнь больше, чем хобби. Интереснее, чем опасность. Радость преодоления можно испытывать от чего угодно, если научится понимать себя и доверять себе! И все-таки классно полетать на параплане...