На главную
















Застряли...

Есть в российском охотнике что-то бесшабашно-удалое, что-то от воспетого Леонидом Утесовым военного корреспондента, того самого, который «на пикапе драном и с одним наганом». Так и российский охотник на «копейке драной» и абсолютно «лысой» резине пускается в отчаянное путешествие по совершенно разбитым проселкам, ведущим к нехоженым (и уж тем более - неезженым) и богытым (кто им такое сказал?) дичью местам.
В России, как утверждал классик, две беды: дураки и дороги. Оспаривать это утверждение - дело неблагодарное. Оставим пункт первый в покое и поговорим о том, во что превращается вторая беда, когда кончается худо-бедно асфальтированная дорога.
Гарантированно засесть по самую ступицу может каждый рискнувший съехать с асфальта на проселок. И если кто-то утверждает, что с ним такого никогда не было, значит, он не ездил по российским дорогам, на которых вязнут даже танки.
Вспоминаю рассказ уважаемого человека о том, как он с группой друзей отправился весной на охоту в одну из областей Центральной части России. Я намеренно не называю эту область, чтобы случайно не обидеть остальные, лишив их права оспаривать первенство в этом вопросе. Въехав в деревню, на другом конце которой располагалась база, они почти что подъехали к гостеприимно распахнутым воротам - до них оставалось метров двадцать, не более. "Ленд-Ровер" остановился у полностью перегородившего дорогу пятна, радовавшего глаз своей зеленью. Водитель включил блокировку дифференциала, включил пониженную передачу и медленно поехал вперед. Автомобиль проехал не более четырех метров и стал медленно погружаться в топь. Из ближнего дома вышла древняя старушка, явно ровесница века, и запричитала: «Ой, сынки, не успела! Куда же вас понесло? Да у нас тут и летом на тракторе не проехать!». Ни второй «Ленд-Ровер», ни колесный трактор не смогли вытащить застрявшую машину. Только два гусеничных трактора вытащили автомобиль незадачливых путешественников.
Подобных примеров угодно, но сегодня наш разговор не о том, как сесть, а как выбраться. Большое преимущество иметь в такой ситуации товарища в автомобиле со всеми ведущими колесами. Если второй автомобиль готов попытаться вытащить вас на твердую поверхность и вы уже торопитесь привязать трос, помните, что ни коем случае вы не должны привязывать трос непосредственно к бамперу. Для этого есть специальные проушины. В противном случае вы рискуете лишиться бампера задолго до того, как будет вытащен ваш автомобиль. Если автомобиль-спасатель будет пытаться «выдернуть», а не вытащить застрявший автомобиль, то шансов на скорейшее освобождение из плена будет гораздо больше.
Наличие второго автомобиля позволяет выбраться из неприятной ситуации с минимальными затратами времени и с наименьшими потерями. Во всяком случае вам не придется идти пешком за помощью к шоссе или в ближайшую деревню.
Но прежде чем идти за помощью, следует трезво оценить ситуацию и понять, что же произошло. Вы повисли на пне или на камне? Посмотрите, нельзя ли спихнуть с препятствия. Колеся буксуют и зарываются в грязь? Уменьшите давление в шинах, за счет этого вы можете улучшить сцепление протектора с грунтом. Если вы не добились желаемого результата, попробуйте поддомкратить автомобиль и заполнить образовавшиеся ямы камнями или толстыми ветками.
Многие автомобилисты специально возят для таких случаев проволочные коврики. Если вы человек непредусмотрительный, то еще не все потеряно: вы можете подложить под буксующие колеса резиновые коврики из салона вашего автомобиля.
Кроме того в продаже есть цепи для колес. Основываясь на собственном опыте могу сказать цепи для колес - гениальное изобретение человечества. Смоленская область, осень, раскисшая от воды глина, неделю шли дожди. Первым на просеку, ведущую к шоссе вышел мощный джип, чтобы выдернуть мой "москвич", есля я вдруг застряну. Как раз перед поездкой я приобрел комплект цепей и теперь представился случай их испытать. Забегая вперед, скажу что посторонней помощи не потребовалось.
Главная задача - попасть в колею, а дальше плывешь как колесный пароход. Единственное ограничение - скорость не выше 20 км/час. И еще один совет - покупайте отечественные цепи. Они, правда, не столь эстетичные и удобные в установке и снятии с колеса, но зато обладают значительным преимуществом - гораздо более высокой прочностью. Если вы будете надевать цепи, рекомендую заранее запастись водой, чтобы потом было чем отмыть руки.
Есть еще лебедки различных модификации. Лебедки бывают ручные и электрические, установленные на автомобиле и переносные. Один конец намотанного на барабан троса крепится к проушине автомобиля, второй конец - к опоре. Не крепите трос к опорам линии электропередач. Старайтесь не использовать цепь или металлическии трос. В случае обрыва трос или цепь с силой могут ударить по автомобилю, выбить лобовое стекло и нанести прочие повреждения как автомобилю, так и водителю или пассажиру. Если вы хотите закрепить трос за дерево, постарайтесь подложить под трос какую-нибудь подкладку, чтобы не испортить кору дерева.
Другой достаточно интересный вариант лебедки, показанный на выставке «Охота и рыболовство на Руси», представляет собой гигантский винт с прикрепленным к нему рычагом. Винт вворачивается в землю до предела, а затем вы начинаете вращать барабан лебедки при помощи рычага. Вам уже не нужно искать точку опоры, ее роль выполняет винт. Большое преимущество подобной системы в том, что с ее помощью можно выбраться, если автомобиль застрял в поле, что случается столь же часто, как и на лесных дорогах. Плюс: вытащить застрявший автомобиль сможет даже женщина (наличие большого рычага позволяет обойтись без особых физических усилий), минус: большие габариты и вес.
Покупая лебедку, учтите, что развиваемое ею усилие должно превышать вес вашего автомобиля, так как с ее помощью вы должны будете не просто передвинуть автомобиль, а вытащить его из грязи или сдернуть с камня или пенька.
Если охота и рыбалка составляют смысл вашей жизни, то, может быть, следует подумать над тем, какому автомобилю отдать предпочтение. Заводы, выпускающие автомобили повышенной проходимости, и компании, торгующие автомобилями, часто устраивают тест-драйвы, в ходе которых наглядно проявляются как положительные, так и отрицательные качества автомобиля.
В настоящее время отечественная автомобильная промышленность производит несколько моделей автомобилей с повышенной проходимостью. Конечно, это автомобили Ульяновского автозавода, «Нива», «Тарзан» (ВИС), «Атаман» (ГАЗ) и др. О зарубежных моделях внедорожников можно рассказывать долго. Но все познается в сравнении. Таким испытанием стал тест-драйв, или (для ревнителей русского языка) - испытательный заезд, прошедший в Сочи, на котором присутствовал и корреспондент журнала «Магнум».

Восхождение
Тест-драйв был проведен в рамках автопробега, организованного популярным московским автомобильным журналом. Ряд компаний, официальных дилеров известных зарубежных автомобильных заводов, любезно предоставили автомобили для участия в пробеге по маршруту Москва-Сочи. Возможно, я выскажу крамольную для кого-нибудь мысль, но автопробег по асфальтированной дороге не может более являться проверкой ходовых качеств и надежности автомобиля. Преодолеть расстояние от точки «А» до точки «Б» способен любой серийный автомобиль.
Другое дело, когда автомобиль испытывается в экстремальных условиях, например в условиях высокогорья, бездорожья, высоких или низких температур. Подобным испытанием для автомобилей и их экипажей, участвующих в пробеге, стало восхождение на гору Ачишхо вблизи Сочи.
Гора Ачишхо классифицирицируется специалистами как непроходимая для большинства автомобилей. Лишь пастухи могли свободно передвигаться по ее склонам. До недавних пор считалось, что единственные машины, которые способны проходить по ее дорогам, это специально подготовленные УАЗы и "Нивы". Тест-драйв убедительно доказал справедливость этого предположения.
Для начала скажу, что за рулем находились только профессионалы, а вся пишущая братия была усажена на задние сиденья, чтобы оттуда сопереживать и донимать водителей автомобилей советами. К участию в тест-драйве на горном участке были приглашены все участники пробега, но многие просто отказались. мотивируя свой отказ вполне реальной возможностью привести автомобиль в полную негодность.
Краткая характеристика участка:
Длина трассы: 30 км
Высота нал уровнем моря: 1800м.
Степень сложности: 4-я по пятибалльной шкале.
Так получилось, что я оказался в экипаже автомобиля «Субару-Форестер». Еще в Москве при распределении по экипажам один из членов оргкомитета пошутил, что представитель «лесников» должен быть включен в экипаж «форестера». Когда я же я ответил ему, что представляю не «лесников», а уж скорее егерей или рейнджеров, намекая тем самым на готовность войти в экипаж «Рейндж-Ровера», то мне было объявлено, что в этом автомобиле все места уже распределены.
До Сочи все участники пробега добрались без каких-либо проблем. Еще раз повторю: две с небольшим тысячи километров по шоссе для современного автомобиля - это не испытание.
Сочи нас встретил буйной зеленью листвы, по-летнему теплым солнцем и уже начавшей прогреваться водой. Но график пробега был настолько плотным, что всем его участникам, в том числе и балласту на задних сиденьях, было не до красот города-курорта. Экипажам предстояло подготовить автомобили к альпинистскому восхождению.
Вы были когда-нибудь в горах? Если организм не успел привыкнуть к недостатку кислорода в разреженном воздухе, то каждый шаг вверх, к вершине горы, дается с огромным трудом, вы задыхаетесь, а сердце бьется так, что, кажется, еще чуть-чуть и оно выскочит из груди. В этом смысле автомобиль ничем не отличается от человека. Ему также нужен кислород, чтобы смесь в цилиндрах воспламенялась. При изменении состава воздуха изменяется и характер горения смеси. Но обсуждение этого вопроса не входит в нашу компетенцию, наши коллеги из «МК-мобиля» могут рассказать об этом на более высоком профессиональном уровне.
Наступил день решающего испытания. К месту старта прибыли все участники пробега - те, кто решился на штурм горы, и те, кто по каким-то своим соображениям отказался от восхождения. События на горном участке развивались следующим образом: 10.00 Начало подъема. Въезд в Сочинский национальный заповедник. В подъеме участвуют «Ленд-Ровер», «Фрилендер», новая модель «Чероки», «УАЗ» и «Субару-Форестер».
12.00 Подъезд к пограничной заставе.
12.30 Преодоление первого трудного участка пути - брода через реку. Вот что сказал мне один из участников: «Все восхождение можно охарактеризовать как исключительносложное. Но два момента хотелось бы выделить особо: это первый брод около пограничной заставы, где после реки сразу идет резкий перепад уровня высот. Из брода, стоя на скользких камнях, было очень сложно подняться на этот земляной выступ». «Фрилендер» смог преодолеть брод только с помощью троса.
13.00 Продолжение восхождения. Дорожное покрытие ухудшается, появляются большие острые камни, обломки скальной породы, глубокие грязевые броды, упавшие стволы деревьев порой перекрывают дорогу. Повышается угол подъема. Расстояния до обрывов местами не превышают полуметра.
14.20 Первая поломка: «Ленд-Ровер» повредил радиатор.
14.50 Последний подъем перед альпийскими лугами. Самый крутой подъем за все восхождение. Угол подъема — 40-45 градусов. Но несмотря на крутизну склона, все машины все таки преодолели этот участок пути самостоятельно. Правда, на одном участке «Фри-лендеру» в дополнение к лошадиным силам, скрытым в моторе, понадобилась и помощь человеческой силы.
15.20. Ощущения от восхождения незабываемые! Первая мысль по приезде на вершину горы - нереальность происходящего. Рев моторов стих, и наступила оглушающая тишина.
Участники невероятного восхождения делятся впечатлениями, и все сходятся во мнении: восхождение было трудным, сложным.
Я спросил Вадима, водителя нашего экипажа, о его впечатлениях от трассы и о том, как он рискнул принять участие в восхождении, учитывая, что среди автомобилей, стартовавших у подножья горы и достигших вершины, был только один его легковой автомобиль с полным приводом, а остальные автомобили-участники восхождения были внедорожниками, специально прдназначенными для езды по бездорожью. Вот что он ответил: «Было очень много сложных участков. Глубокие броды, грязевые канавы, острые камни и быстрые горные реки. Особенно трудными были подъемы под большими углами (35-45 градусов), т.к. на машине стоит серийный двигатель (125 л.с.). Но я был уверен в том, что даже если наш экипаж не будет первым на финише, мы все равно сумеем завершить восхождение».
Представители оргкомитета спросили,есть ли у кого-либо из журналистов предложения по проведению новых тест-драйвов. Я сказал, что было бы интересно провести подобные испытания автомобилей в условиях осенней распутицы, выбрав в качестве конечной точки маршрута какую-нибудь охотничью базу, и при этом соединить тест-драйв с охотой. К моему удивлению, предложение было поддержано многими участниками пробега, среди которых, как выяснилось, много охотников, и представителями оргкомитета. О результатах нового тест-драйва, если он все-таки состоится, мы обязательно расскажем нашим читателям.

Андрей Угаров, журнал


Слово редактора

info@exparty.ru